Малые города гордятся своими знаменитыми гражданами и стремятся увековечить их память. В центре Смоляна (юг Болгарии, население 30 тыс.), в километре друг от друга, стоят два масштабных бронзовых памятника Орфею и Эвридике с фигурами по 4 метра.
Я немало поездил по Советскому Союзу и понимаю, что, скажем, памятник Ленину в Павлодаре или Нижневартовске вовсе не означает родственных связей Ильича с этими городами.
Поэтому вопрос - какое отношение имеют герои первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика», написанной в 1975 году композитором А. Журбиным и драматургом Ю. Дмитриевым, к болгарской глубинке?
Опера, помнится, гремела аншлагами по всей стране и к 2003-му году вошла в Книгу Рекордов Гиннеса (было тогда сыграно 2350 спектаклей). За эти 28 лет публика хорошо усвоила, что Орфей – это Альберт Ассадулин, Эвридика – Ирина Понаровская, а Харон, перевозчик душ умерших через реку Стикс – заслуженный артист Богдан Вивчаровский, игравший эту роль больше 30 лет и потому тоже ставший Гиннесовским рекордсменом.
Авторы рок-оперы (правда, поначалу она называлась “зонг-опера”, поскольку слово “рок” было еще не в чести), в застойном 1975 году взялись за эту тему не случайно.
Материал был идеологически безопасный, обкатанный – тут и опера Монтеверди «Орфей» (1607 год), опера Глюка “Орфей и Эвридика” (1762 год), сатирическая оперетта Жака Оффенбаха «Орфей в аду» (1858 год), балет Джоржа Баланчина «Орфей» на музыку у Стравинского (1948 год), а также многочисленные книги, пьесы, фильмы.
Первым историю любви Орфея и Эвридики описал Публий Овидий Назон, древнеримский поэт, соединивший своей жизнью две эпохи. Родился в 43 году до новой эры, пересек разделительную черту времен и умер в 17 году нашей эры. Знать об этом он, понятно, не мог, поскольку отсчет лет «от Рождества Христова» появился только через семь веков.
Овидий собрал мифы и легенды, герои которых превращались в животных, в растения или горы и сочинил поэму из 15 книг под названием «Метаморфозы».
Он описывает аргонавтов, плывущих в Колхиду (нынешняя Абхазия) за золотым руном. Среди них – Орфей, сын речного бога и музы песнопений. Он играет на кифаре (золотой лире) и очаровательно поет. Точнее – не очаровательно, а “зачаровательно”, поскольку от его волшебных звуков все сущее вокруг зачарованно застывает.
Орфей – родом из Фракии. Это для нас архиважно. Древняя Фракия, очерченная на исторических картах, совпадает с югом нынешней Болгарии, а Родопские горы, в которых разыгрывалась мифологическая трагедия – прямо у нас под окнами.
Отвесный утес, хорошо видный с балкона, так и называется – «Орфеева скала».
На болгарской земле люди жили тысячелетиями. В местных археологических музеях можно увидеть немало древнейших раскопок.
Скажем, старейший доисторический город в Европе нашли близ города Провадия, в этой укрепленной крепости в 4700 году до нашей эры жило примерно 350 человек. Золотой клад, найденный под Варной – старее всего, что раскопали у шумеров или египтян. Он датируется 4600 годом до н.э.
Историки также поражаются умением фракийцев находить месторождения полезных ископаемых, а главное – добывать из них металлы без вреда природе.
Поэтому я полагаю, что золотая лира Орфея была тогда – вещь вполне технически возможная. Играть его учил сам Аполлон. Звуками арфы и голоса Орфей мог менять течение рек, передвигать каменные глыбы.
О девушках и говорить нечего. Юная и прекрасная Эвридика была дриадой, лесной нимфой. Орфей влюбился в нее, Эвридика ответила взаимностью, они поженились.
Счастье их длилось недолго. На зеленом лугу Эвридика собирала весенние цветы, ядовитая змея ужалила ее в ногу и она умерла на руках подруг.
Орфей был в отчаянии, от его горестных песен рыдало все вокруг. Певец не мог смириться с потерей любимой. Он решил отправиться в подземное царство, к замогильным призракам мертвых и просить бога Аида вернуть ему жену.
Орфей спустился в мрачную пещеру Тенара, подошел к священной реке Стикс. Тишина, вокруг только тени умерших. Плеск воды, лодка, а в ней – Харон, перевозчик душ через реку. На просьбу Орфея он ответил суровым отказом, но, в конце концов, не смог устоять перед искусством.
Даже трехглавый пес Цербер, охранявший вход на тот свет, высунул все свои языки и пропустил.
У трона царя Аида Орфей пел о любви, о муках разлуки, о своей тоске по Эвридике. Жена Аида, Персефона, была вся слезах.
Выражаясь современным языком, подземное царство тщательно засекречено. Живущие на Земле могут о нем догадываться, но подробностей они знать не должны. Возврата оттуда нет.
И все же, Орфею удалось невозможное. Ему вернули Эвридику, правда, только в виде колышащейся тени, сказали, что она обретет плоть и вернется к жизни при одном условии – не смотреть. Не подглядывать. И уж, конечно, не пытаться обнять супругу.
В проводники дали бога Гермеса. Переправились через Стикс, стали выходить из темноты пещеры. Орфей, не слыша шагов позади себя заволновался – не потерялась ли Эвридика?
Наконец, не выдержал, оглянулся и увидел – как ее тень неслышно растаяла в воздухе.
Орфей горевал семь дней и ночей, но потом все же вышел на свет.
Шли годы, Орфей забросил свою лиру, на женщин даже не желал смотреть.
Эти женщины, во время хмельного праздника Вакха, в припадке коллективной злобы и убили Орфея.
Душу его Харон перевез через Стикс и в царстве смертных теней Орфей, наконец, воссоединился с Эвридикой.
Для вас, дамы и господа, все это – лишь древний миф, популярная легенда.
А у меня перед глазами каждое утро – Орфеева скала и вечные горы.
А под ними, где то в глубине, надо полагать – пещера Тенара, река Стикс, лодочник Херон и трехголовый Цербер.
Приезжайте к нам в Родопские горы!