ПРЕССА

Сева Новгородцев: В России произойдут изменения, но не так, как их ожидают и прогнозируют

<< к списку статей

С. Раводин, сайт snob.ru, 14 февраля


Самый известный радиоведущий, который говорит на русском языке, кавалер Ордена Британской Империи, музыкант и писатель Сева Новгородцев - о том, как нашел новое место жительства, кто изменит жизнь в России, и почему он не прижился на отечественном телевидении. А также о новом альбоме “Аквариума”, популярности Виктора Цоя и снукере.

Всеволод Борисович, вы уже несколько лет живете в Болгарии, почему уехали из любимого Лондона?

Это был романтический поступок, продиктованный жесткой необходимостью. Дело в том, что еще в начале четырнадцатого года я получил письмо от своего банка, который предупреждал, что несмотря на то, что я работаю и являюсь примерным плательщиком, они мне закрывают ипотеку - я перестаю подходить по возрасту. Что делать, в такой ситуации? Можно, конечно, продать квартиру, расплатится с банком, а потом снимать жилье. Но получается заколдованный круг - снимать для того, чтобы жить, а работать, для того, чтобы снимать. И сколько мне эту лямку тянуть? К тому же на ВВС решили “сократить радио” и моя программа “БибиСева” оставалась “последней из могикан”. И хоть под меня не копали и никто даже не намекал, что “уже пора, товарищ дорогой”, я понимал, что Колесо истории докатится и до нас. Получилось такое комплексное мероприятие - продажа квартиры, завершение работы на ВВС и отъезд в Болгарию.

Вы хотите сказать, что эта страна стала вашем местом жительства случайно?

Я смотрел на карту Европы через “Гугл-спутник” и увидел лесной массив на юго-западе Болгарии, который переходит в Грецию. Замечательные леса, километров на двести пятьдесят, хоть партизанскую войну начинай. Мы с женой стали целить в это место, теперь здесь и живем. Ближайший город от нас - Смолян. Там есть все необходимое, а рядом с нами довольно известный горнолыжный курорт. Посмотрите, у меня теперь всегда в машине лежат лыжи. Сегодня, кстати, были потрясающие полдня. Погода изумительная, снег искрился, но прокатиться мне не удалось, были дела.

Болгария избавилась от своего социалистического прошлого?

Нет, от этого так просто не избавишься. Нужно, чтобы поменялось несколько поколений. Хотя, Болгария и была социалистической, но все-таки это Восточная Европа, поэтому социализм здесь процветал не так махрово, как у нас. Как ни странно, но в Болгарии до сих пор осталось очень теплое отношение к русским. Шипку они не забыли, для них освобождение от Османской империи очень важно. Кроме того, Советский союз, для стран народной демократии, был своеобразным “путеводным маяком” - туда ездили учиться и работать. Поэтому многие здесь, люди старшего поколения, понимают русский язык, а некоторые даже говорят. Что нам с женой добавляет комфорта.

Значит по Лондону скучать не приходится?

Совершенно, ни одной минуты. Лондон теперь перенаселенный город, в котором из-за этого изменились сами люди. Они уже не вальяжные англичане, живущие по своим поместьям в деревне. Лондон наших дней - нервная многонациональная публика, где в метро, в час пик, не войти. С другой стороны, Лондон шикарное место для молодых, если они хотят строить карьеру и развиваться. Он терпимый город - ты можешь приехать туда из какой угодно страны и состояться в своем деле. Вокруг звучат триста языков и никто особо на это не обращает внимания. Нет той поляризации, которая существует в России, и конкретно в Москве.

Сегодня Россия снова пытается стать Советским союзом?

Я не готов делать такие обобщения, но вижу, что подрастает молодежь, которая мыслит и действует иначе. Это уже не старое озлобленное советское поколение, замкнутое в нищете и бесправии. Именно молодежь перестроит страну, и сделает это не заметно. В свое время ни один советолог на белом свете, ни один специалист по коммунизму,социализму, марксизму не предполагал ничего похожего, по сравнению с тем, что на самом деле произошло. Будущее - это такая темная коробочка, об этом никто ничего не знает, но процессы идут и они, с моей точки зрения, положительные.

Влияют новые технологии?

Именно интернет позволяет людям организовываться не вертикально,как раньше, а горизонтально. Сегодня не нужны никакие начальники, люди без них прекрасно обмениваются информацией, впечатлениями. Не забудьте, что и заграничные паспорта, которые есть у россиян, тоже делают немало для просветления мозгов. Так что в России произойдут изменения, но не так, как их ожидают и прогнозируют.

Это оптимистическая точка зрения, обычно говорят, что “все плохо и изменений не будет”, как вы думаете почему?

Потому что вы, в основном, спрашиваете у людей, живущих в России, а там ведь горизонтов нет. Я всегда, например российского социолога сравниваю с собакой, которая гоняется за своим хвостом. Никаких новых идей не поступает и все пережевывают одно и тоже, дают друг другу комментарии, щедро делятся мнениями, что с западной точки зрения недопустимо. Моя английская школа предполагает оперирование фактами, тем, что проверено, тем, что можно доказать. А мнениями делится - это, извините, не для джентльменов.

В прошлом году Норвегия, я хочу ненадолго вернутся к новым технологиям, на законодательном уровне отказалась от радиовещания в FM-диапазоне, интернет может убить радио?

Соблазн такой есть, и об этом говорит пример BBC. Как только они закрыли радиовещание, то потеряли огромную аудиторию, потеряли часть влияния и вся страна проиграла. Теперь Англия попадается в новостях в связи с выходом из Европы, не более, а так это превращается в нечто среднеарифметическое между Голландией, Данией и Швецией. То есть, страны-то хорошие, но они не стилеобразующие, они не влияют на жизнь и будущее не формируют. Другими словами, Англия превратилась в одну из многих.

Тогда что вы можете сказать о современной журналистике?

В журналистику нужно брать человека, если он уже что-то знает и у него есть свой взгляд на вещи. По такому принципу формировалось ВВС моего набора. У нас работали люди самых разных профессий, иногда с дефектами в голосах, но для меня это образец радио. Этот же принцип подбора кадров я применял бы и сегодня. Научить с нуля молодого человека журналистике, объяснить ему, кто такой журналист, невозможно. Вы получите совершенно штампованные детали, для машины под названием средства массовой информации.

Задам, на первый взгляд парадоксальный вопрос, о музыке с вами можно разговаривать?

Вопрос по-своему правильный, потому что новой музыкой я перестал заниматься пятнадцать лет назад. Я рос вместе с жанром, в какой-то степени, по долгу службы, но сейчас мне этого делать не надо, потому что самая трудная работа на белом свете - это ежедневно слушать незнакомую музыку и пытаться ее понять. Более того, я считаю что музыка, как движущая сила, свою роль уже сыграла. Был рассвет - пятидесятые, шестидесятые, семидесятые. Потом это стало вырождаться в какую-то салонность. Сегодня же я вообще не понимаю, для чего нужна новая музыка, потому что она повторяет только то, что уже было.

На ваш взгляд русский рок существует?

Конечно, но только для России, потому что другим его не понять, и особо он никому не нужен. Есть у нас мэтры, они по-прежнему “куют” неплохую музыку, и нарождается молодежь, но ее никто не знает, потому что в России отсутствует музыкальная инфраструктура, все завязано на какие-то продюсерские центры, какое-то продвижение. Считаю, что развитие происходит в клубах, там, где тусовка. Это уже не массовая культура, но музыка развивается. Возможно в ней больше не будет ничего взрывного и сенсационного, но она никуда не денется.

Вы уже слушали “Время N”, последний альбом “Аквариума”?

С Борисом Гребенщиковым у меня давние, теплые отношения. Он мне прислал эту работу и я ему ответил, что “три песни меня зацепили”. Называются они: “На ржавом ветру”, “Песня нелюбимых” и “Прикуривая от пустоты”. У БГ на любой пластинке есть пара-тройка песен, в которых присутствует свежий поэтический поворот, есть метафоры, которые он дарит отечественной словесности. Борис Борисович, безусловно, в плену своих собственных наработок, но то, что он делает, заслуживает уважения.

Почему до сих так популярны уже ушедшие музыканты - в России постоянные “Кинопробы”, сейчас происходит ренессанс у Майка Науменко, в чем причина?

Мы просто задним умом начинаем понимать, что имели и на что не обращали внимания. Условно говоря, чуть ли не в наручниках на запястьях, Кирилл Серебренников закончил монтаж своего фильма “Лето”. Фильм о Майке Науменко, об эпизоде из его жизни. Разве Майк был так популярен, чтобы про него снимали художественные фильмы? Знали его по нескольким ярким песням, но сегодня он, без преувеличения, превращается в эпическую фигуру, он становится частью жизни и пластом культуры. С Виктором Цоем история немножко другая. Цой сумел задеть какую-то струну в душе народной. В нем есть немногословность, некоторая загадочность, несогласие с происходящим вокруг. И он еще и романтик. И покуда будет сохранятся надрывность в российской жизни, давящая на всех вертикаль, Виктор Цой будет востребован.

Получается, что перемен, о которых пел Виктор Цой, не случилось?

То, что творческая интеллигенция недовольна происходящим - это нормально, если уж совсем глубоко копнуть, то причиной происходящего в России до сих пор является классовая борьба. Вернее классов никаких нет, это нас обманывали, но есть разное стилистическое отношение к жизни. Один, к примеру, слушает Фрэнка Заппу, а другой на “двухрядке” наяривает какие-нибудь фальшивые песни, фальшивые потому что у этого инструмента нет некоторых нот. В итоге люди вырастают в разных эстетических категориях и естественно друг друга понять не могут. Поэтому все силы, все ресурсы в России я сегодня двинул бы на образование, но не то образование, которое нам знакомо с детства - заучивание азбучных истин, а на творческое развитие человека, на его умение по-своему реагировать на происходящее в жизни и способность планировать новую жизнь, исходя из своих творческих импульсов. Люди должны быть свободны и раскованы и тогда все расцветет, как это уже происходит во многих странах на протяжении нескольких поколений.

Лет десять назад на телеканале “Ностальгия” у вас был проект “Севалогия”, пожалуй, единственная программа на отечественном телевидении, где перед началом разговора открывалась бутылка хорошего вина, сегодня что-то подобное не возможно?

Это был проект, который “выскочил”. Он длился полтора года, был какой-то приработок и мне было интересно попробовать себя на телевидении. Спустя какое-то время, уже после нескольких телевизионных проектов, я понял, что действительность меня там не примет, потому что я не подхожу по некоторым параметрам. Во мне злобы мало, и нет никакой принципиальности. Мнениями я не делюсь, а только проверенными фактами. К собеседникам отношусь по доброму, что никак не соответствует текущему моменту. В общем, стилистически России я не подхожу, как и не подходил много лет назад, когда уехал из Советского союза. Что касается бутылки вина, которая открывалась в начале каждой “Севалогии” - это и есть мой скрытый посыл, мой месседж, о том, что пока вы обсуждаете прошлое и спорите о будущем, происходит настоящее. И как только настоящее будет более цивильным, более терпимым, добрым, так и жизнь изменится, и будущее изменится и прошлое мы будем видеть совсем под другим углом.

Как часто вы бываете в России?

В прошлом году я был четыре раза, мне даже пришлось заплатить большие деньги, чтобы открыть мультивизу.

Но вы гражданин Великобритании?

Батенька, вы затронули больную струну. Я уезжал из Советского союза, когда все отъезжающие считались предателями. Паспорт нужно было отдать и от гражданства отказаться. Поэтому когда я приехал в Европу, то считался беженцем, “человеком без страны и национальности”. Гражданство Соединенного Королевства я получил только в 1984 году, то есть, через семь лет, как перебрался в Лондон. Поэтому я всем знакомым говорю, что мы, конечно, русские, но случись война, я буду сидеть в английских окопах, потому что давал клятву на верность королеве.

У вас есть английские пристрастия, например, вы любите снукер?

Я смотрю снукер с 1977 года практически безостановочно. Сейчас вот были два чемпионата - один в Лондоне, другой в Берлине, я конечно был в это время у телевизора.

Согласитесь, Марк Уильямс - красавчик?

У него был длительный провал, а снукер весь построен на уверенности в себе, на максимальной концентрации, и, видимо, Марк Уильямс вернул себе это психологическое состояние, если выиграл уже второй рейтинговый турнир в сезоне. Безусловно, он красавчик. А вы знаете историю со Стивеном Хендри?

Когда ему сломали кий?

Сначала семикратному чемпиону мира не разрешили кий пронести в самолет, заставили сдать его в багаж, “он же у вас в футляре”,а уже там кий был сломан. И казалось бы палка, но нет, Хендри так и не смог найти себе подходящего кия и все пошло наперекосяк и завершилось окончанием профессиональной карьеры. Вот что такое в снукере уверенность в себе. В жизни все построено абсолютно на таких же принципах. Чтобы что-то получалось - нужна уверенность в себе.

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024