ПРЕССА

Verifying Violencе

<< к списку статей

Ukrainecast, BBC World Service, 5 апреля


Это полная (нередактированная) версия интервью Севы программе Ukrainecast Всемирной службы Би-би-си. В подкаст была включена несколько сокращенная версия.

Предлагаем также перевод этой записи на русский язык.

Виталий Шевченко: Знаменитая заставка «Рок-посевов» — программы, которую вел Сева Новгородцев, легендарный ведущий Русской службы Би-би-си. Для меня большая честь сообщить, что к нам присоединился легендарный человек, Сева Новгородцев, работавший на Би-би-си в течение многих десятилетий. Сложно переоценить его роль в знакомстве Советского союза с демократией. Для большинства слушателей в Советском союзе Сева Новгородцев олицетворял Би-би-си. Cделанное им в смысле распространения демократических ценностей cреди русских слушателей просто невероятно. Я вырос на передачах Севы Новгородцева, он получал письма из Советского союза буквально мешками. Сева, добро пожаловать на Ukrainecast!

Cева Новгородцев: Cпасибо!

Виктория Дербишир: Здравствуйте, Сева!

Сева: Здравствуйте!

ВШ: Вопрос, который не дает мне покоя после всего, что произошло в последний месяц или около того: неужели вся эта ваша работа была перечеркнута?

Сева: До некоторой степени, да. Cамые верные слушатели, воспринявшие ценности, которые я продвигал в передачах, cейчас за пределами России: все они сбежали на Запад и строят новую жизнь в разных уголках мира. И я хотел бы вам напомнить, что кроме 4 миллионов беженцев из Украины, около 300 тысяч россиян уехали из России только после 24 февраля, после начала войны. Так что происходит исход, и Бог знает... Мы видим сепарацию, как при взбивании масла: жир идет в одну сторону, отходы — в другую. Так что те, кто остаются в России, по-видимому, сильнее сплотятся вокруг имперских идей Владимира Путина, и это плохой знак для военной кампании на Украине.

ВШ: Вспоминаю времена распада Советского союза, когда путч против Михаила Горбачева провалился, казалось, что «больше никогда», что точка невозврата пройдена, что демократия в России будет процветать... А теперь такое! Вам не кажется, что мы видим откат во времена, когда КГБ и коммунистическая партия угнетали Россию, правили Россией? Или это что-то новое, невиданное?

Сева: Я был музыкантом, мы играли джаз, поэтому мы были в оппозиции к большинству культурных ценностей в Советском союзе. Мы шутили, что история СССР или России похожа на треугольное колесо: cначала оно поднимается, а потом — бум! — и падает с сокрушительным грохотом. Колесо это поворачивается медленно. Если вернуться в Историю, во времена Ивана Грозного, потом во времена крепостничества в XIX веке, потом во времена кошмарного правления Сталина, и так далее — есть определенная закономерность, которую можно проследить в российской истории. Треугольное колесо поворачивается снова, и то, что мы видим сейчас — это огромный рост скрытой деятельности, или скрытой национальной идеи российского превосходства, исторического права России управлять другими народами — мы не должны забывать, что Россия правила всеми азиатскими республиками, ныне независимыми странами, а также большой частью восточной Европы — например, Польша была оккупирована Россией в течение многих лет, до такой степени, что польский язык находился под запретом. В качестве исторического анекдота можно привести судьбу Марии Склодовской-Кюри, дважды нобелевской лауреатки, первооткрывательницы радиоактивности. Когда ей было 18 лет, она не могла получать образование в Польше ни на каком языке, кроме русского. Поэтому она эмигрировала во Францию, а остальное — История.

Льюис Гудолл: Сева, что вы знаете об антивоенной оппозиции в России, насколько, если вообще, она существует? Есть ли у нас... то есть, очень сложно точно, конечно, оценивать результаты опросов или что-то подобное... Что вы знаете о какой-либо активной антивоенной оппозиции, и насколько успешной она может быть?

Сева: Ну, я слежу за Фейсбуком, за соцсетями. Некоторые люди достаточно смело и открыто высказывают своё несогласие с войной, и таких большинство на страницах, которые я читаю. Но как вы знаете, драконовские законы, принимаемые российской Думой практически ежедневно, закручивают гайки всё сильнее и сильнее. Например, любые сообщения о том, что русские войска не достигают победоносных успехов в украинской «специальной операции», могут быть наказаны сроком до 15 лет в трудовых лагерях. И, как мы знаем, что аппарат уничтожения — к примеру, Национальная гвардия, которых 400 тысяч, плюс милиция, плюс КГБ (или ФСБ, как они теперь называются) — это огромный аппарат репрессий. А по закону бюрократии, если вы создаете аппарат, он должен находить себе работу, он должен находить поле приложения своих сил. Так что официально российская антивоенная оппозиция малозаметна, но как вы знаете, Россия — страна очень динамичная, и вы помните, что случилось в 1991 году: колосс, который казался безупречным и несокрушимым, развалился за три дня. Так что всё возможно.

ВШ: Но как сделать треугольное колесо круглым? Что делать в такой ситуации? Как мы можем ее улучшить?

Сева: Единственная причина, единственный возможный сценарий улучшения текущей ситуации — это победа, или относительная победа, Украины в текущей военной кампании. Украина никогда не была неотъемлемой частью европейской цивилизации, но сегодня она сражается в ее авангарде, поскольку Украина хочет быть с Европой, а Россия пытается утянуть ее назад, во тьму российской истории. Поэтому любая помощь украинцам, включая военную — или, я бы сказал, особенно военная — это то, что любая европейская страна должна рассматривать. Ведь если Украина падёт, то процесс начнет распространяться на запад, и это, я думаю, вопрос существования европейских стран, включая, конечно, Британию.

ВД: Сева, я надеюсь, вы сможете ответить на вопрос одной из слушательниц Ukrainecast.

Cлушательница: Это Холли из Окленда, Новая Зеландия, и у меня вопрос: поскольку те, кто вторгается в Украину, рассчитывают, хотя бы частично, на апатичность российского населения — существует ли какая-либо правительственная кампания противодействия российской пропаганде, информирования о том, что на самом деле происходит на Украине? Если нет — то почему? И должна ли она быть?

Сева: Ну, российское правительство тратит огромные деньги и на пропаганду, и на «специальные операции». Например, за последние 8 лет было потрачено более 2 миллиардов евро через Пятый отдел КГБ (ФСБ). Они насаждали агентов, взращивали агентов влияния, финансировали пропагандистские каналы на телевидении или что-то еще, так что существует cкрытая деятельность, которую мы даже представить себе не можем. Путинское правительство и Путин лично изобрели гибридный способ ведения войны. Он включает в себя такие вещи, о которых мы раньше не знали. Например, DDoS-атаки, специальные огромные, как их называют, «фабрики троллей» — людей, которым платят за дискредитацию определенных кампаний в соцсетях, и так далее. Так что количество денег и усилий, потраченных на подготовку «специальной операции» на Украине, невероятно огромное. И позвольте напомнить, что Россия всё ещё получает около 6800 миллионов евро в неделю — или, может, даже в день — с европейских рынков, и все эти деньги могут быть легко потрачены на то, что господин Путин сочтет правильным. А также напомнить, что более 30 процентов российского бюджета являются государственной тайной, так что никто не знает, куда эти деньги идут и на что тратятся. Так что — помогайте Украине! И я должен добавить, что позицию Британии, и особенно позицию Бориса Джонсона — вполне черчиллевскую — приветствуют в Украине, и, вероятно, ненавидят в России.

ВШ: Всеволод Борисович, ваше участие в программе было для нас большой честью. Огромное вам спасибо.

Сева: Спасибо!

ВД и ЛГ: Спасибо!

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024