ПРЕССА

Интервью

<< к списку статей

"Комсомольская правда", И.Мак, 27 сентября


- Прототип шоу "Стань звездой" - австралийский проект Popstars - прошел с успехом во многих странах. Вы английский вариант видели?

- Смотрел, но только за ознакомлением. Я реальное телевидение в Англии не смотрю - времени нет. Но страна смотрит, миллионы не отлипают от телевизоров.

- А что вы смотрите в Лондоне?

- Мои любимые программы на английском телевидении идут в три часа ночи. Это "Открытые университеты". Там всякой ерунде учат. Скажем, работать на линии машинной дойки и разлива молока. Или какие-нибудь железяки точить. Я это очень люблю смотреть. Открытый университет - это система университетского образования для всех, кто не может посещать занятия. Там есть все, что угодно. Предполагается, что студенты - домохозяйки, матери, обремененные семьей, запрограммируют свой VHS на то, чтобы он записывал им эти передачи, потом отсмотрят их и напишут курсовик. А там, глядишь, лет через восемь университет и закончит.

- Вы смотрите все подряд?

- Да. Только социологию терпеть не могу. Мертвая наука.

- Машинная дойка лучше?

- Ну, так это же реальная штука. Так же, как, например, английский язык, который сколько не изучай - никогда не выучишь. Есть же и в русском области, которые никто не знает. Что такое, например, марцефаллы или рондебули. В английском такие странные слова тоже есть. И передачи про это существуют. В первые годы, когда я попал в Англию, и зарплаты не хватало, я подрабатывал техническими переводами. Проблема переводчика - не незнание иностранного языка, потому что можно в словари заглянуть, а незнание терминологии на русском. Вот отсюда у меня и интерес.

- А в Англию вы вообще как попали?

- Как еврей. Через Вену, потом через Италию. В Италии долго сидел, потому что итальянцы потеряли мое личное дело и никак не могли мне выдать паспорт на проезд в Англию, где у меня к тому моменту уже был контракт с BBC. И я понял, что мне в принципе пора креститься. Там был пастор-американец. Он меня ни в чем не убеждал, только просил переводить фильмы, которые он всем показывал. И я дозрел. Понял, что если есть дизайн - значит, есть и дизайнер. Этот пастор крестил меня в центре Рима, в старинной церкви, в мраморной купели, в белых одеяниях... Ангелы летали.

- Не странно ли, что, родившись в России, вы крестились не в православную веру?

- Я в церковные деноминации не верю. И у кришнаитов, и у мусульман путь к Богу открыт так же, как у нас. После крещения мистическим образом нашлась папка с моими документами. И дальше было столько совпадений, что я стал рассматривать свою работу на BBC как нечто смоделированное за меня некими силами и соответственно к этой работе относился. И поэтому весь пасьянс жизни, то, как он разворачивается, я уже вижу в этом ключе. У меня выработалось за эти годы ощущение: я чувствую, что делаю правильно, а что нет. Это даже не интуиция. Я, скажем, в Лондоне езжу на работу на мотоцикле. Потому что ни на чем другом до русского радио, на котором я теперь, в дополнение к BBC, работаю, не доехать. А на мотоцикле ездить по Лондону довольно опасно, поэтому с ангелами приходится разговаривать, чтобы добраться живым.

- Сколько вы на русском радио?

- Два с половиной года. А на BBC - 25 лет отметил в этом году. Но на BBC мне ездить не надо - я все делаю из дома.

- Откуда у вас фамилия Новгородцев?

- Знаете, был такой ансамбль - "Добры молодцы"? Я им руководил. И вот, приезжаешь на гастроли, объявляют музыкантов. Руководитель - Левенштейн. Я вспомнил, что когда служил в Таллинском пароходстве, у меня помполит был такой - Новгородцев. Гэбист, конечно, но хороший мужик. Бездетный. Вот я и подумал...

- Пароходство? А откуда взялась музыка?

- Я в училище Макарова учился, и там же играл в джаз-оркестре. Мы днем играли в духовом оркестре - на похоронах и демонстрациях, за это училище выделяло нам помещение для репетиций. Я в духовом оркестре играл на кларнете, а в джазе - на саксофоне. Познакомился с Давидом Голощекиным - ныне народным артистом России, он во мне что-то усмотрел и начал тянуть. Так я попал на ленинградское телевидение, где был телевизионный клуб молодежи и играл джаз-оркестр. Постепенно закончил училище, уехал в эстонское пароходство штурманом.

- Вы были выездным?

- Не сразу. Поскольку играл джаз, считался неблагонадежным. Но мне дали хорошую характеристику, и отец у меня был боссом в пароходстве, знал людей в ЦК. Мне открыли визу, понимая, что никуда я не сбегу. Я, естественно, не сбежал. Приехал в отпуск в Питер, спал под роялем у Голощекина. Поступило предложение из Ленгосэстрады - набрать ансамбль. Мы все были джазмены, шутя сколотили ансамбль, я за 10 дней уволился из пароходства и поехал на гастроли, с временной пропиской в Ленинграде. Года через полтора, Голощекина взяли в известный в то время джаз-оркестр Вайнштейна. А потом они и меня тоже кооптировали. С баритона я перешел на тенор, и у Вайнштейна играл до 1970 года, мы стали лауреатами джазовых фестивалей. Я серьезно относился к джазу и серьезно им занимался.

- Среди джазменов редко встречаются люди, благосклонные к эстраде и попсе.

- На гастролях выяснилась некоторая фальшивость ситуации. Мы играли народу то, что он не готов был слушать. У нас шли бесконечные дебаты по этому поводу. Самые талантливые и упертые вроде Голощекина остались в жанре, и сейчас они классные музыканты. А у меня тогда не было достаточной упертости - я джазом начал заниматься поздно, после 18 лет, а развитие всех музыкальных центров происходит очень рано. А потом тогда мне все было интересно.

- А теперь? Когда вас пригласили на "Стань звездой", сразу согласились?

- Да. По нескольким причинам. Во-первых, у меня не совсем еще угасла авантюрная жилка. И когда есть шанс что-то попробовать новое, нельзя его упускать. Во-вторых, мне было интересно попробовать себя на телевидении. Жена Ольга поехала со мной. Мы с ней не расстаемся. Кроме того, ей предложили контракт с Кировским театром.

- Она оформляет спектакль?

- Да, "Снегурочку", рисует все 400 костюмов. Так все совпало. Проект закончится, в декабре собираемся в отпуск.

- Куда?

- Да, есть у нас место любимое, я там был несколько раз. Это Британские Виргинские острова, около Пуэрто-Рико, недалеко от Кубы. Совсем еще не загаженные острова, на которых надо спасаться от английской зимы. В Англии зимой не холодно, но темно и сыро. И наступает страшный депресняк. И в Питере то же самое. В принципе, Питер - тот же Лондон, в смысле климата, только жестче. Поэтому Лондон для меня - улучшенная климатическая версия Питера. Абсолютная параллель: та же река через город, мокрые ветра, дожди.

- Сейчас вы много поездили по русской провинции. Как вам?

- В некоторых из этих городов я бывал на гастролях, очень давно, в другой жизни. Изменения есть. Приезжаем мы, к примеру, в Уфу, и я вижу много новых зданий - правда, административных. Я ожидал худшего. Бедности этой и социалистического уныния нет. В центре Уфы есть центр крытый, вроде пассажа, где сидит местная молодежь. Уже не в подворотнях ножичками играют, а развлекаются в освещенном безопасном месте. Саксофон в углу играет.

- Вы ожидали, что в России пойдет Popstars?

- Нет. Но то, что формат приходит в Россию, далеко не случайно. Демократия в действии существует. Весь этот проект каким-то образом завязан на развитии демократических процессов. Здесь действительно демократический выбор участников. Что бы интеллигенция ни говорила.

- К вопросу о демократии: вы понимаете, что в проекте "Стань звездой" именно вы - гарант этой самой демократии? Кого угодно могут подозревать в предвзятости и ангажированности, только не вас. Если вы - в жюри, значит, все по-честному.

- Для того меня сюда и позвали. Я оцениваю участников, "глядя из Лондона", а не изнутри нашего шоу-бизнеса.

"Стань звездой": этапы большого пути

Реальное шоу "Стань звездой" стартовало на канале "Россия" 7 сентября 2002 года.

СЕНТЯБРЬ: отборочные туры проходили в 10 городах России. Самые первые шаги участников на пути к славе.

ОКТЯБРЬ: 100 отобранных кандидатов приезжают на финал в Москву. От передачи к передаче число претендентов уменьшается.

КОНЕЦ ОКТЯБРЯ - НАЧАЛО НОЯБРЯ: появляется десять претендентов в группу, выбор "звездной" пятерки.

НОЯБРЬ: процесс становления поп-группы - занятия в студии,с хореографом и стилистом. Съемка первого видео.

ДЕКАБРЬ: достижения новых звезд- выпуск их первого сингла, первые концерты, выступления на радио и телевидении, общение с поклонниками.

ЯНВАРЬ: группа уезжает на свои первые гастроли.

27.09 12:00

Автор: Ирина Мак

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024