РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

В виде pdf:

2 августа 1985: Книга Джорджа Харрисона "I Me Mine" - 2

Добрый вечер, друзья. Сегодня мы продолжим начатое на прошлой неделе чтение отрывков из книги Джорджа Харрисона "I me mine - Я, меня, моё", но сначала, как обычно, очередной выпуск рок-хроники:

3 августа 1971 года Пол Маккартни официально объявил о создании группы "Wings".

4 августа 1964 года радиостанции 6 американских городов запретили проигрывание пластинок "Битлз" после того, как в лондонской газете "Evening Standard" появилось заявление Джона Леннона о том, что "Битлз" более знамениты, чем Иисус Христос.

Из последних известий: Боб Гелдоф согласился принять участие в новом фильме "The Fantasist" - "Фантазер",съемки которого начнутся в сентябре в Ирландии, Гелдоф будет играть роль злодея-убийцы. Первая его роль была в фильме "Пинк Флойд" "The Wall" - "Стена", и недавно он снялся в фильме "Number One" - "Номер один", ленте о международной звезде большого бильярда.

После трехлетнего отсутствия певица Кейт Буш скоро выпустит новую долгоиграющую пластинку, все это время она была занята проектированием и строительством собственной студии звукозаписи, сочинением нового материала и записью самой пластинки.

Группа "Лед Зеппелин" объявила о своем возрождении, место погибшего несколько лет назад барабанщика Джона Бонема займет Тони Томпсон из группы "Chic".

Певец группы "Duran Duran" Саймон ЛеБон, с детства тяготевший к парусному спорту, осуществил теперь заветную мечту и построил себе на заказ гоночную океанскую яхту стоимостью около миллиона фунтов стерлингов. Саймон ЛеБон с командой из двадцати человек уже принял участие в регате на острове Isle Of Wight и выиграл соревнование в своем классе. Впереди еще несколько подобных состязаний, но заветная цель Саймона Ле Бона -выиграть кругосветные гонки.

Группа "Клуб Культуры" и солист Бой Джордж - Мальчик Жора, почти полностью списанные ныне со страниц музпечати, выступали недавно на фестивале в столице Греции ,Афинах. Половая неопределенность мальчика Жоры и его голубая с золотом рубаха до колен пришлись не по вкусу некоторым мужественным грекам и около пятисот человек устроили бучу протеста, стали швырять на сцену консервные банки с прохладительным и все, что попадалось под руку. Мальчик Жора поначалу пытался грациозно уклоняться, но в конце концов был вынужден поспешно оставить сцену. "Был бы у меня тогда мотоциклетный шлем, - сказал он впоследствии, - я бы вышел на сцену опять".

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к книге Джорджа Харрисона "I me mine - Я, меня, моё", но для начала послушаем одну из песен, написанную Джорджем, когда он был участником знаменитого квартета.

The Beatles: Savoy Truffle / The Beatles LP

Композиция "Savoy Truffle" - "Трюфель в Савое", с "Белого альбома" "Битлз".

Во второй главе книжки Харрисон описывает период, когда после первого крупного успеха менеджер Брайан Эпштейн привез ребят в Лондон. Харрисон пишет: "После переезда в Лондон события развивались быстро. Сначала мы жили в разных гостиницах, а потом я и Ринго сняли квартиру в центре, в районе Мэйфэа. Потом мы переезжали с квартиры на квартиру, поскольку владельцы были недовольны тем, что нас постоянно осаждали поклонники, во-первых, от них не было проходу, во-вторых, оставались кучи мусора. В квартиру было ни войти, ни выйти. К этому времени я познакомился с Патти, она жила со мной в последней квартире, через некоторое время мы переехали в городок Эшер - из Лондона надо было выбираться. Новизна знаменитости порядком уже поистерлась." Дерек Тейлор отмечает здесь, что выбор пал на Эшер по вполне простой причине: делопроизводитель "Битлз" жил неподалеку, и он нашел дом для Харрисона. Харрисон вспоминает: "Мне предложили посмотреть несколько домов, я увидел первый и подумал - подойдет! Вскоре Джон и Ринго поселились неподалеку в местечке Сэнт Джоржиз Хилл, благодаря им Сэнт Джожиз Хилл стал сегодня таким популярным. Пэтти и я женились и жили в Эшере до 1969 года." В 1969 году Джорж и Пэтти переехали в старинное поместье готической архитектуры с прилежащим парком в графстве Оксфордшир, построенное в свое время Сэром Франком Криспом, аристократом Викторианского периода. Несмотря на то, что Крисп жил по крайней мере лет сто до Харрисона, Харрисон вспоминает и говорит о нем, как о живом человеке. "Сэр Франк помог мне в понимании вещей, все, что я чувствовал подспудно, после переезда укрепилось и обострилось во мне." Дело в том, что в поместье повсюду - на стенах здания, на камнях парка и так далее, были написаны, вырезаны или высечены изречения сэра Франка. Одно из них, которое немедленно покорило Джоржа Харрисона, была надпись "ПО ГАЗОНУ ХОДИТЬ!" На одной из стен было выведено каллиграфически: "НЕ НАСТАВЛЯЙ НА ДРУГА МИКРОСКОП И НЕ ГЛЯДИ НА СЛАБОСТИ ЕГО ПОДРОБНО, ПРОЩАЙ ИХ, ВЕДЬ ЖИЗНЬ - ЭТО ДОЛГАЯ ЗАГАДКА, ЧИТАЙ ЕЕ, ЧИТАЙ - ОТВЕТ В САМОМ КОНЦЕ."

По-видимому, идея личного пространства для Джоржа Харрисона всегда была важной, потому что к ней он возвращается снова и снова. Он пишет: "Жизнь наша была отражена в ранних фильмах - "Hard Day's Night" - "Ночь после трудного дня" и "Help!" - "Помогите". На экране все выглядело весело и интересно, но относительно настоящей жизни сомнений не было. "Битлз" были обречены. Нет ничего важнее собственного пространства, именно поэтому мы и были обречены - у нас его не было. Это как обезьяны в зоопарке - они умирают. Знаете, каждому надо дать возможность побыть наедине с собой. Помню гастроли в Чикаго. Незадолго до нашего приезда в районах черного гетто были беспорядки и вот, когда мы проезжали через город, то полицейские нервничали, но старались этого не показывать, щеголевато ехали на своих мотоциклах, не держась за руль, а руками регулировали транспорт. Они ездили на огромных "Харли-Дэвидсонах", держали во рту свистки, свистели в них оглушительно, в черных очках, они мчались по улицам, подняв руки вверх, и останавливали транспорт, тормозили, мотоциклы заносило, они падали. Просто сумасшедшие.

The Beatles: For You Blue / Let It Be LP

"Во время поездки в Техас, - вспоминает Харрисон, - мы приехали в Хьюстон, и наш представитель встретился с полицией и дал им список мер, которые надо принять, но местный начальник сказал - вы нас не учите, мы сами знаем, что делать - и послал в аэропорт встречать нас всего пять полицейских. Когда самолет коснулся взлетной полосы, нашему пилоту пришлось выключить двигатели, потому что по аэродрому к нам бежали тысячные толпы. Через несколько минут сотни людей вскарабкались на крылья, снаружи стучали и кричали в окна, падали с крыльев вниз. Я слыхал о людях, которые были в автомобиле, а толпа снаружи колотила в окна и двери - но на самолете! Такого мне слышать не приходилось. В конце концов пригнали высокий грузовик, и мы прямо из кабины в него залезли. Кузов был примерно три с половиной метра высотой, грузовик подвез нас к встречавшим машинам, и, поскольку толпа отстала от нас, то было время пересесть, пришлось прыгать вниз с трехметровой высоты."

В 1965 году "Битлз" находились на съемках фильма "Help" на Уэст-Индских островах, в Нассау. Джорж Харрисон вспоминает: "Снимали сцену, в которой мы ездили на велосипедах, и пока устанавливали кинокамеру, мы сидели у дороги. Тут подошел Свами Вишну Девананда, он был самый первый Свами с которым мне доводилось встретиться, и было очевидно, что он знал что мы были именно там. Это было 25 февраля 1965 года, был мой день рождения, мне исполнялось 22 года, и много лет спустя Вишну Девананда сказал мне, что во время медитации у него было сильное чувство, что он должен был разыскать меня. Он дал мне книжку, но в то время подробно разбираться в ней мне было некогда. Несколько лет спустя я поехал в Индию, уже не в первый раз, поехал в Ришекеш, куда меня странным образом влекло, и перед поездкой обнаружил книгу, которую Вишну Девананда дал мне несколько лет назад, открыл ее, на титульном листе большими буквами было выведено ОМ и ниже: Академия Форест Хилл, Ришекеш. Мир, как говорится, тесен."

George Harrison: All Things Must Pass / All Things Must Pass LP

Увлечение Джоржа Харрисона Индией, музыкой, ее культурой, религией, и даже индийской кухней широко известно, но Дерек Тейлор отмечает, что первое путешествие в Индию, с которого началось все увлечение, произошло в 1966 году во время мирового турне. Истерия, существовавшая вокруг "Битлз", бешеная слава, которой они пользовались, невольно превращала их в узников, они постоянно находились под охраной, не могли свободно передвигаться. Вот это физическое и духовное замкнутое пространство и послужило для Харрисона побудительной причиной, внутренним толчком в поисках личной свободы и простора. Как часто бывает, прозрение это наступило после одного из самых тревожных, или даже устрашающих, эпизодов гастролей. Харрисон вспоминает: "Манила. Самое мрачное время. Такая у нас была жизнь, такое нас преследовало несчастье. По прибытию нас сразу сняли с самолета, здоровые гориллообразные мужики в белых рубашках с короткими рукавами, без улыбок, немедленно забрали у нас ручной багаж, наши сумки, которые у нас обычно ни одна таможня мира не досматривала, мы называли их "дипломатической почтой". Нас отделили от друзей и сопровождающих и в окружении вооруженных полицейских водрузили на пассажирский корабль посреди Манильской бухты. Стояла страшная жара, и нам показалось, что мы арестованы, нам показалось, что сумки наши проверили, нашли в них курительную коноплю, и что вот теперь мы заперты здесь в каюте. Через два с половиной часа появился Брайен Эпштейн, немедленно потребовал нас выпустить, нас перевели в гостиницу. Число вооруженных вокруг нас увеличилось. Атмосфера в Маниле напоминала какой-то американский боевик: машины, оружие, американской цивилизованности, однако, здесь не было. Мы приехали на концерт, сразу стало ясно, что что-то неладно.

Предполагалось, что число зрителей будет 70 000, однако, организатор концерта поставил сцену на поле в 50 гектаров и, казалось, пригласил население всего земного шара. Стало ясно: кроме того, что за нашей спиной он совершил кучу других сделок, обещал и врал, потому что на следующий день нас разбудили и сказали: "что вы спите, вас ждут во дворце! У вас назначена встреча с супругой президента Маркоса!" "Нет,- сказали мы, - никакой встречи у нас не назначено". Мы включили телевизор, и комментаторы приносили извинения, что мы все еще не появились. На экране показывали длинные мраморные коридоры, сотни празднично одетых людей, ждавших кого-то, и телекомментатор непрестанно повторял: "мы ждем знаменитую четверку, но пока они еще не появились!" Переодеваться и ехать во дворец было уже поздно, так что мы сидели и смотрели по телевизору свое непоявление, до тех пор, пока мы, наконец, совершенно не появились, и госпожа Маркос прекратила ожидание. В газетах, по радио и телевидению передавали новость: "БИТЛЗ ПРЕНЕБРЕГЛИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ СЕМЬЕЙ", сообщали об этом с неприкрытой ненавистью, и в аэропорт нас отказывались везти. Ни одна машина, ни одно такси не хотели нас брать. Каким-то образом мы раздобыли транспорт, приехали в аэропорт, нас окружала плотная толпа, подростки визжали, хватали нас за одежду, а взрослые и местное хулиганье пыталось все ударить нас рукой или ногой, бросались кирпичами. В аэропорту надо было подниматься вверх по лестнице, и нам пришлось самим тащить инструменты, усилители, чемоданы и стоять в очереди. Чиновники не хотели нас регистрировать, со злорадством наблюдая как толпа расправляется с нами. Затем появились гориллообразные мужики, принялись толкать и бить наших людей, в конце концов мы взошли на борт самолета, но он не взлетал, и после долгого ожидания по радио объявили: "Господину Эпштейну и господину Эвансу сойти с самолета". Наших двух администраторов продержали довольно долго, у Брайена забрали почти все деньги, которые мы заработали в Маниле, и только тогда дали разрешение на взлет".

The Beatles : Something / Abbey Road LP

"Любопытно, - продолжает Харрисон- что в самом начале гастролей я решил по их окончании посетить Индию, посмотреть страну, купить себе ситар. В Лондоне я купил себе плохонький инструмент и сыграл на нем кусочек в песне "Norwegian Wood". Но дело было не в этом - мне хотелось в Индию, тут и все остальные, узнав, сказали: я тоже, и я тоже... Так что, в конце концов, в Индию хотела поехать вся группа, кроме, может быть, двух администраторов, сопровождавших аппаратуру. Но после пережитого в Маниле никто с самолета сходить в Дели не хотел. Мы с приятелем Нилом, нашим рабочим, забрали ручную кладь и шли уже к выходу, как появилась стюардесса и объявила: "Господа, ваши места в Лондон проданы, вам придется, к сожалению, покинуть самолет". Что и было сделано. Таким образом "Битлз" оказались в Индии. "Ну, - подумал я - уж в Индии-то о "Битлз" никогда не слышали!" Мне казалось - эта страна так далеко. Потом, когда мы сошли с самолета, во влажной и полной запахов атмосфере Дели мы шли поздно вечером, и невесть откуда появились черные лица, кричавшие "Битлз, Битлз!", и я подумал: "О Господи, неужели опять?" В Индии живет столько народу, что все время кажется будто что-то случилось и собралась толпа. Поездка эта, в общем, прошла хорошо, только вот когда мы покинули город и поехали по окрестным деревням в старых кадиллаках и начали фотографировать все аппаратами "Никон", подаренными нам в Токио, я понял, что мой фотоаппарат, наверное, стоит больше, чем житель деревни может заработать за всю свою жизнь. В общем, я купил себе ситар и через четыре дня мы уехали".

George Harrison : Living in the Material World LP

Дерек Тейлор пишет, что Джордж возвращался в Индию несколько раз, и вскоре после первого визита он стал другом знаменитого ситариста Рави Шанкара, его учеником, и, с другой стороны, его наставником.Они очень друг другу помогли. Харрисон вспоминает: "С Рави Шанкаром мы познакомились в 1965 году в Лондоне на обеде у президента общества азиатской музыки. Шанкар приехал в гости в Эшер, дал урок игры на ситаре и небольшой концерт в сопровождении Алла Раха, который играл на табле. Джон и Ринго пришли посмотреть. Первый урок на ситаре был интересным - приятно было видеть выдающегося мастера, который мог начать учить с самых азов. Мы занимались, тут зазвонил телефон, я положил ситар, встал и перешагнул через него, чтобы идти к телефону. Рави Шанкар шлепнул меня по ноге и сказал: "Первое, чему тебе надо научиться - это уважать свой инструмент!" Позже Рави преподал мне уроки индийской дисциплины -- действительно невозможно понять прелесть чего-то без должного уважения. Гитаристы, которые разбивают свои инструменты на сцене, мне никогда особенно не нравились. Все это ерунда".

Итак, дорогие друзья, чтение отрывков из книжки Харрисона "I Me Mine" мы продолжим на будущей неделе, пока же я прощаюсь с вами до следующей пятницы, желаю всего самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята.

The Beatles: While My Guitar Gently Weeps / The Beatles LP

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024