РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

27 марта 1992: Gary Moore - 2

Добрый вечер, друзья. Прежде всего хочу поздравить с наступающим праздником 1 апреля - международным днем шутника и дурака. Называется он так потому, что шутники в этот день придумывают небылицы, а дураки им верят, причем часто одному и тому же человеку приходится выступать в обеих ролях. В рок-посевах сложилась хорошая традиция первоапрельского дуракавалянья, и поскольку передаче нашей в июне этого год стукнет 15 лет, я предлагаю вам коротенькую ретроспективу. Шутить всерьез на первое апреля мы начали с 1983 года, с такого вот сообщения: "Хороший подарок к 1 апреля сделали юннаты Лимонии - им удалось скрестить курицу несушку с хряком мясной породы. Новое животное, свинокур, несет яйца в мягкой кожаной скорлупе, которые не бьются при транспортировке, и дает мясо высоких питательных свойств. Уже приготовлено блюдо из этого мяса, его назвали - мастурба. Теперь юннаты поставили перед собой задачу - сделать свинокура дойным!" А вот кое-что из 1984 года: "Многим знаком бескофеиновый кофе и безникотиновый табак, но скоро появится новый напиток - безалкогольная водка. Объявлен конкурс на его название, среди представленных проектов - "Негорилка", "Ясноголовка", напиток "Антабус"". "Текстильщики столицы начали выпускать скатерть-самобранку, которая освобождает женщин от домашнего труда, теперь цех нижнего трикотажа осваивает другую важную новинку - трусы-неснимайки." Выдержка из первоапрельской подборки 1985 года: "Группа работниц камвольного комбината, воодушевленная примером английских женщин на военной базе в Гринэм-Коммон, регулярно совершали нынешней зимой лыжные рейды мира к ближайшим воинским частям. Камвольщицы рапортуют о первых успехах - уже сыграно несколько свадеб." 1986 год: "Судостроители спустили на воду теплоход "Олег Пеньковский", готовятся к спуску еще два судна этой серии: "Дипломат Шевченко" и "Генерал Власов"." 1987: "На заводе хозяйственно-бытовых приборов налажено производство переносных самогонных аппаратов "Слезинка". По внешнему виду они не отличаются от обычного чайника." 1988-й год: "С нового учебного года все консерватории страны начнут прием на факультет рока, в программу обучения войдут хард-рок, металл, панк, диско, рокабилли, блюз и рэп. Будут читаться лекции по социологии и психологии жанра, открыты кафедры Лед-Зеппелинизма, Битловые кабинеты, Дип-перпловские комнаты и Пинк-флойдовсие уголки." 1989-й год: "В связи с тем, что суффикс "щин" - исконно русский (община, рязанщина, псковщина) с 1 апреля меняются названия военных округов, они будут называться "военщина": Киевская военщина, Северокавказская военщина, Забайкальская военщина и так далее" "Летом по стране прокатится волна рок-фестивалей. Самогоноварители организуют фестиваль "Рок за сахарок", общество алкоголиков - "Рок за плавленый сырок", домохозяйки - "Рок за масло и творог", будет армейский фестиваль "Рок за палец на курок", школьный фестиваль "Рок за выучить урок", национал-патриотический "Рок за дайте только срок" и сельскохозяйственный "Рок за вместо барщины оброк". 1990-й год: "Конотопское отделение общества "Патриот" избрало почетным членом Эльханона Пейсаховича Каценеленбогена, проявившего беспримерный патриотизм. Эльханон Пейсахович уже трижды лежал в травматологическом отделении после избиений, но несмотря на опасность для жизни, он отказывается покинуть родные места." 1991 год: "С 1 апреля вводится валютный рубль, он выглядит так - длинненький, зелененький, вместо Ильича на нем Джорж Вашингтон, вместо Кремля - Белый Дом." "Сообщают о строительстве новых правительственных зданий с улучшенной планировкой: они будут иметь башни с бойницами, рвы с водой, подъемные мосты и ворота с шипами".

Это была подборка первоапрельских новостей последних 9 лет. Мне кажется, что со временем 1 апреля вытеснит первое мая - и не только потому, что это событие более веселое. Тут дело в лозунгах: призыв "Пролетарии всех стран соединяйтесь" мало кому что говорит, а вот девиз "Первого апреля никому не верь!" звучит, мне кажется, куды как актуально!

Сегодня мы продолжаем рассказ об ирландском гитаристе Гари Муре, заглянув для начала в рок-хронику.

30 марта. В 1945 году в графстве Сарри на юге Англии родился Эрик Клэптон, гитарист групп "John Mayall's Bluesbreakers", "Yardbirds", "Cream", "Blind Faith" и автора многих сольных альбомов.

31 марта. В 1958 году в Шотландии родился гитарист "AC/DC" Ангус Янг.

Из последних новостей. Наш корреспондент, Дмитрий Сидоренков из Петербурга прислал по факсу следующее сообщение, зачитываю: "Смерть близких музыкантов - трагедия, отражающаяся на их дальнейшей жизни и творчестве. Так было с Эриком Клэптоном и его сыном, так случилось с Юрием Шевчуком и его женой, Эльмирой. После двухмесячного пребывания в больнице, недели в реанимации и суток в отдельной реанимационной палате, в роковой день, в пятницу 13 марта погибла эта 24-летняя женщина. Причина - опухоль головного мозга, необходимость операции за рубежом и неразрешимость вопроса с 40 тысячами марок. В итоге - у Юрия остался 4-х летний сын, названный в честь приютившего его города Петром. Похороны Эльмиры Шевчук состоялись 16 марта на Волковом Кладбище, недалеко от могилы Майка."

Из текущих событий - Радость! В середине марта мэрией Санкт-Петербурга зарегистрирован комитет содействия сооружению Храма Джона Леннона: президент, естественно, Коля Васин. План сооружения говорит, что строительство начнется через 20 лет. Храм, сооруженный из единой скалы, должен будет стоять на берегу Финского залива, дабы быть видимым с заходящих в порт кораблей. На куполах храма планируется разместить 2 вертящихся круглые сутки светящихся шара с надписями 'PEACE & LOVE'. Здание, в котором круглосуточно будет звучать рок, будет служить в качестве танцплощадки, рок-н-ролльной церкви и убежища для бездомных." Конец цитаты.

Клянусь вам, это сообщение никакого отношения к первому апреля не имеет. А теперь - продолжим рассказ об ирландском гитаристе Гари Муре.

Gary Moore : "Separate Ways"

В прошлый раз мы остановились на мистическом исчезновении гитариста "Fleetwood Mac", Питера Грина, который, отдав Гари Муру свой инструмент, ни с того ни с сего оставил музыку и забурел в частной жизни. Ныне, спустя полтора десятка лет, Питер Грин - обрюзгший пожилой небритый дядька с длинными ногтями. Странная эта история продолжает волновать как любителей, так и рок-летописцев. Однако подобная же история, только более мелкого, местного масштаба, стала поворотным пунктом в биографии Гари Мура. В группе "Thin Lizzy", в которой играл его старый приятель Фил Лайнотт, двинулся крышей гитарист Эрик Белл. Двинулся в буквальном смысле: посреди концерта снял он с себя гитару, отшвырнул ее в сторону и ушел прочь - навсегда. "Как сейчас помню, - вспоминает Гари Мур, - лежу это я у себя дома в Лондоне в кровати с замечательной немецкой девушкой, а в дверь стучит один из менеджеров группы "Thin Lizzy". Я сразу понял, что к чему. Когда самолет? - спрашиваю." Конец цитаты. Вот так вот 19-летний Гари Мур оставил свою группу "Skid Row", где он был руководителем, группу в которой он играл более трех лет, и с которой записал три альбома. Ответственная роль руководителя, по его собственному признанию, в таком юном возрасте была для него нагрузкой непомерной, к 19 годам у него был уже нервный срыв - вот тогда-то менеджер "Thin Lizzy" и застал Гари Мура в кровати - видимо, за успокоением души.

"Thin Lizzy" : "Sarah"

"Thin Lizzy" были группой успешной и Гари Мур, снявший с себя бремя ответственности руководителя, зажил весело и беззаботно. Даже слишком. "Половину концерта "Thin Lizzy", - вспоминает он, - я либо стоял на коленях, либо валялся на спине, поражая публику молниеносными пассажами на гитаре. Играть-то я мог - но вот встать на ноги частенько был не в состоянии. Короче - мне нужна была жизненная дисциплина, четкое направление, мне нужно было выбраться из саморазрушающего образа жизни типичного рок-гитариста." Из этих вот соображений Гари Мур и оставил "Thin Lizzy", присоединившись к "серьезной" группе "Colosseum II" ("Колизей 2"), группе техно-рока, в которой профессионализм и музподготовка ценились пуще всего, а сама музыка была до предела усложненной. "Все слушали и пытались подражать людям типа Джона Маклахлина, - вспоминает Гари Мур, - но сам Маклахлин и другие образцы для подражания: пианист Чик Кория, ансамбль "Weather Report" - вышли из джаза. Я же вышел из рока и, пытаясь подражать этим большим музыкантам, не имел ни теоретической, ни гармонической подготовки. После концерта нервное истощение бывало таким, что мне нужно было целый час отлеживаться." Конец цитаты. Тем временем, у старых приятелей в группе "Thin Lizzy", были неприятности. Гитарист Брайан Робертсон перед самыми американскими гастролями подрался в клубе и повредил себе руку. Пришлось Гари выручать старых друзей. В виде ответной любезности Фил Лайнотт после гастролей помог Гари Муру записать его сольный альбом "Back On The Streets" ("Снова на улице"), тогда же ему удалось уговорить Гари вернуться в "Thin Lizzy" на постоянную работу. Гари Мур вернулся, но из постоянной работы ничего не вышло - Фил Лайнотт уж больно налегал на всякие стимуляторы, работать с ним становилось совершенно невозможно. "Дело дошло до того, - вспоминает Гари Мур, - что даже сама мысль о еще одном предстоящем концерте вызывала у меня ужас. Я покинул "Thin Lizzy" прямо посреди гастролей, осел на год в Лос-Анджелесе, где и собрал группу "G Force" - т.е. "Сила притяжения". Группа "G Force" записала альбом, но, как говорится, волны эта пластинка не сделала. Единственные гастроли в ее короткой истории продолжались всего три недели - это было турне по Англии в первом отделении концерта группы "Whitesnake". "Наш певец, Вилли Ди, - вспоминает Гари Мур, - был сплошное недоразумение: во время концерта, например, он спотыкался о кабели, падал на колонки. Это было смешно до слез, но мое имя, моя карьера рушились буквально на глазах. Поклонники "Whitesnake" во время концерта рвали обложки наших пластинок и кидали их прямо на сцену. Но мы на это никакого внимания не обращали - для нас ребята из "Whitesnake" были просто группой старперов."

Gary Moore : "Cold Day In Hell"

Сольный альбом 1985 года "Run For Cover" ("Беги в укрытие") стал последним совместным проектом с Филом Лайноттом. Тот прожигал жизнь по-черному - до трех дня, бывало, в себя придти не мог. После серьезного разговора с Гари Муром, однако, он обещал измениться, но к тому времени без посторонней помощи сделать это Филу Лайнотту было уже не под силу - а обращаться за помощью к психиатрам или невропатологам было бы признанием собственной слабости. Этого он сделать тоже не мог. Смерть Лайнотта стала потрясением для многих. Пластинка Гари Мура 1987 года под названием "Wild Frontier" - что-то вроде "На границе диких земель" почтила память Фила Лайнотта, его интерес к ирландской музыке и кельтской мифологии - и это хорошо, но с такой идейной установкой пластинка не могла стать многотиражной и осталась сравнительно неизвестной. Тут к делу подключились люди из пластиночной компании. Многоопытные стратеги шоу бизнеса сказали Гари Муру: "Ты же блестящий рок-гитарист, а в Америке для тяжелого рока, тем более такого высокого класса - необъятный рынок!" Гари решил последовать совету профессионалов. Именно такой, рок-н-ролльно-металлической и вышла пластинка "After The War" ("После войны"). Вместе с выходом альбома, как обычно, запланированы были гастроли, которые и показали, что стратеги шоу-бизнеса могут просчитаться. Дело в том, что всякие советы подобного рода основываются на предыдущем опыте, они глядят по своей сути назад, в прошлое, повторяют зады. Жизнь же никогда по старой формуле не развивается, она всегда качественно и принципиально нова. "Я вдруг понял, - говорит Гари Мур, - что не хочу больше состязаться с 18-летними, не хочу становиться голливудской известностью, которой приходится делать подтяжки лица и красить волосы перекисью только для того чтобы появиться на обложке собственной пластинки. Тогда-то мне и захотелось поиграть блюз. За кулисами, перед выходом на сцену я наигрывал для услады души блюзовые переборы и хода, и чувствовал - это музыка для меня. Как ни странно, но пластиночная компания мысль мою поддержала, они согласились также с тем что пластинка не должна была быть вычищенной, отполированной и наманикюренной. Мне хотелось шершавости звука, напоминающего натруженные мозолистые руки." Конец цитаты. Та первая блюзовая пластинка называлась "Still Got The Blues" ("Не утратил блюза") и вот она-то, как ни странно, стала наивысшим доселе достижением Гари Мура, в коммерческом, конечно, смысле - разойдясь тиражом более 3 миллионов экземпляров. "До этого, - говорит Гари, - мне и до миллиона-то дотянуть не удавалось никогда. Первая пластинка, - говорит Гари Мур, - придала мне уверенности в себе в том смысле, что оказывается можно записывать любимую музыку, безо всякой скидки на популярность, и музыка эта окажется популярной. Я всегда это подозревал, но когда жизнь бьет по голове, начинаешь в себе сомневаться. Пластинка "After Hours" - это альбом такого рода, который я всегда желал Эрику Клэптону, но от Эрика я от этого не дождался и решил это сделать для него, или - за него." Конец цитаты.

Вот на этом конце цитаты мы с Гари Муром и простимся, пожелав ему многомиллионных тиражей, а всем, эту пластинку купившим - многия месяцы горько-сладкой музыкальной кручины имя которой - блюз. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята.

Gary Moore : "The Blues Is Alright"

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024