А.Малиновская, сайт dp.ru, 17 июля
Известный радиоведущий BBC, кавалер Ордена Британской империи Сева Новгородцев ответил на вопросы dp.ru о проблемах во взаимоотношениях России и Великобритании.
DP.RU: Адекватна ли, по вашему мнению, реакция Великобритании на отказ России экстрадировать подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко?
Сева Новгородцев: Я сегодня слышал выступление нашего нового министра иностранных дел Дэвида Милибанда. Он сказал в парламенте, что они к этому решению пришли не сразу, постепенно, тщательно взвесили все стороны вопроса. И ему, конечно, указания премьер-министр дал, потому что он сказал, что "такое беззаконие, такой произвол на английской территории они терпеть не могут".
Вы знаете, всякое правительство должно прежде всего иметь в виду свой народ, и англичане глубоко обеспокоены этой жуткой совершенно историей с полонием.
Кроме того, намекнули – ну ладно, это ваши дела, кто кого травит, но, когда травили полонием, то все остальные люди здесь, англичане, тоже оказались под угрозой, потому что могли и они отравиться. И действительно, следы нашли у пары дюжин людей. Поэтому к России обратились, как обращались и к другим правительствам в подобных случаях, у которых, кстати, тоже есть в конституции пункт о невыдаче. Но в конкретных случаях многие страны, за исключением, правда, Соединенных Штатов, всегда шли Англии навстречу. И Англия считает, что если с Россией у нас партнерские отношения по многим уровням, то в случае такого вопиющего и хорошо доказанного преступления могли бы уж пойти навстречу. Но Россия заняла позицию очень жесткую, поэтому Англия вынуждена включать следующий уровень механизма.
DP.RU: Правильно ли это?
С. Н.: У меня двойственное соображение – я считаю, что вреда от этого будет, может быть, больше, чем пользы. Но, с другой стороны, я понимаю позицию правительства: делать им больше нечего, если у них никаких возможностей больше нет, приходится занимать угрожающую позу.
DP.RU: Между Великобританией и Россией взаимные высылки дипломатов случались достаточно часто. Обычно раз в 7–8 лет. Все это сопровождалось шумными политическими компаниями, но это быстро забывали. Как вам кажется, насколько быстро забудут об этом случае? Или он абсолютно особый?
С. Н.: Мы должны помнить нашу политическую историю. Товарищ Сталин англичан считал главными врагами. Просто англичане психологически наиболее резко отличаются от сталинского мышления, где главное – что нужно, а потом уже закон подводят под то, что нужно. У англичан закон стоит на первом месте, поэтому они неудобные люди в смысле договоренности с ними. И в сталинской традиции всегда КГБ активно работал в Англии, поэтому фронт всегда здесь существовал.
Но сейчас положение другое. Почему? Потому что значительная часть олигархических денег лежит где-то либо в Англии, либо на территориях, с ней сопряженных, есть здесь очень большие экономические интересы. Сейчас Англия для России – третья по инвестициям страна, ну и так далее. Есть за кулисами силы, которые мы сегодня с вами просто не можем учесть и которые, естественно, будут работать на замирение. Поэтому мой прогноз – может продлиться, но не так долго, как скандалы в прошлые разы.
DP.RU: То есть совсем скоро вся эта ситуация станет достоянием истории?
С. Н.: В истории, как в литературном жанре, остается то, что написано по-новому. Роман, написанный по-новому, всегда остается в истории, так и здесь. Таких убийств еще не было. Скажем, убили болгарина Маркова с BBC зонтиком с какой-то отравленной пилюлей и, конечно, это осталось в анналах и останется навсегда. Отравление полонием – тоже новый жанр в смысле убийства, и эта страница уже не будет вычеркнута из человеческой истории никогда.
DP.RU: Насколько ухудшение отношений между нашими странами скажется на российских бизнесменах, живущих в Лондоне и вообще в Англии?
С. Н.: Ну, сейчас будет период очень неприятный для всех, потому что визовый режим будет ужесточаться, и все сейчас будет зависеть от реакции Москвы. Поэтому здесь все замерли в ожидании, что Москва скажет. Москва пока ничего не сказала. Первая реакция у всякого волевого мужчины – напрячься и зычным голосом что-то такое громкое произнести, но второй импульс у всякого умного человека будет – а что за этим последует? Если в Москве умеренно и взвешенно все прикинут, то поймут, что скандал, в общем, того не стоит. Конечно, если экстрадировать Лугового, то, по-моему, некоторые слои сразу будут засвечены, потому что полоний, условно говоря, в аптеке не продается. И там какое-то количество людей может косвенно пострадать и след, может быть, доведет до каких-то даже властных структур, до какого-то уровня во властных структурах. Но это, мне кажется, цена, которую лучше заплатить, чтобы не портить отношения коренным образом, которые скажутся на экономическом, политическом и прочем уровне целых двух стран, целых двух наций. Мне кажется, оно того не стоит.
DP.RU: Как в среде интеллектуалов в Лондоне оценивают эту ситуацию?
С. Н.: Ну, интеллигенция, конечно, вся была в ужасе, когда это отравление произошло. Естественно, все ждут, когда же какой-то механизм наведения порядка включится. Должен вам сказать, что заявление Дэвида Милибанда в парламенте о высылке дипломатов и о мерах, принимаемых в парламенте, поддержали абсолютно все политические партии. Это очень важный момент, это вам надо будет обязательно отметить. Оппозиция встала, совершенно единогласно поддержала, и эти либеральные демократы, которые тоже там всегда выискивают какие-нибудь недостатки в действиях правительства, тоже поддержали, хотя и высказали те же опасения, что и я, что нельзя резко рвать, и что наши экономические связи сильны, и что вреда это может принести значительно больше, чем пользы. Но, в общем, поддержали абсолютно все.
Все фракции, которые грызутся в парламенте, потому что у них работа такая, поддержали в этом случае все единогласно.
Так что наш законодательный орган никаких сомнений по поводу действий правительства абсолютно не высказал. Ну и граждане, конечно. Англичане – тихие люди, но они не думают, что их мнения не видно. Все ждут, когда в стране порядок будут наводить, потому что приезжают из-за границы какие-то лихие ребята, привозят радиоактивное вещество, травят тут, а полоний оставил след, который не вызывает никаких сомнений. У него радиация хоть и слабая, но очень легко прослеживаемая, и на Лугового вышли не просто так. Он говорит, что это политическое дело. Но никакой политики тут нет, все расследовано и все абсолютно однозначно установлено. Там есть масса мелких фактов, которыми не буду вас "грузить": например, когда Литвиненко ехал на встречу с Луговым, у него в кармане был билет на автобус. Так вот, когда он умер, билет проверили на радиоактивность, он был чист, то есть в тот момент, когда он ехал на встречу, никаких следов полония на нем не было. Полонием его отравили именно на этой встрече. И потом след его проследили от Лондона, от гостиницы, через Германию и вообще "до самых до окраин". Так что след прорисован как будто в кино, никаких сомнений ни у кого быть просто не может.
DP.RU: То есть все единодушны в том, что правительство Англии поступает правильно?
С. Н.: Ну, есть у нас, конечно, российские патриоты, которые говорят, мол, нефиг тут вообще. Но это же не голос разума, это голос слепого патриотизма, "наши" должны быть правы в любом случае. Есть же, кроме патриотизма, соображение человечности, порядка, движения вперед. Если мы сегодня не обратим внимание на такое убийство, то что будет завтра? Вы понимаете?
Анастасия Малиновская