ПРЕССА

Cева Новгородцев: В России сейчас Би-би-си почти никто не слушает

<< к списку статей

Н.Овчинников, "Вечерний Петербург", 31 мая


Если бы лет 25 назад мне сказали, что буду запросто разговаривать со знаменитым диск-жокеем из Лондона Севой Новгородцевым, передачи которого, невзирая на «глушилки», слушали и даже записывали на магнитофоны все, кто хотя бы мало-мальски интересовался музыкой, - никогда бы не поверил. А на днях набираю номер. И после пары длинных гудков в динамике громкой связи звучит знакомый с ночных студенческих посиделок возле приемника голос: «Вечерний Петербург»? Конечно, помню, мы договаривались об интервью, а джентльмен должен слово держать...» Когда-то за звонок или письмо на Би-би-си, где работал «главный идеологический противник советского строя» Новгородцев, можно было комсомольского билета лишиться и с карьерой распрощаться. Слава богу, те времена в прошлом. Подумав так и порадовавшись, что за разговор с Лондоном репрессий не последует (напротив - его даже опубликуют!), я включил диктофон...

«Севаоборот» не вписался в планы Би-би-си

- Господин Новгородцев, для начала хотел бы узнать, как к вам обращаться - Сева или Всеволод Борисович?

- Вас что-то смущает?

- Сейчас кое-кто из доморощенных рок-н-ролльщиков предпочитает, чтобы величали по имени-отчеству...

- Зовите меня Сева.

- Вот и славно! Знаете, меня удивило, что в биографии, выложенной на официальном сайте seva.ru и, судя по стилю, вами же написанной, все события заканчиваются в 2004 году. Чем занимаетесь сейчас?

- Я по-прежнему работаю на Би-би-си. Каждый день у меня идет передача «БибиСева (Новости с человеческим лицом)». Мы берем главные новостные темы, находим людей, которые стоят за ними, и рассказываем человеческие истории на основе сетки новостей.

- Многие ждут, когда возобновится замечательная музыкальная программа «Севаоборот»...

- Пока планов таких нет. Мой коллега по «Севаобороту» стал старенький, ему далеко за восемьдесят и работать тяжело. К тому же у Би-би-си есть свои стратегические планы, которые часто не совпадают с симпатиями слушателей. У них есть своя внутренняя мода, в которую длинные разговорные передачи не вписываются...

- Как же так?! Ведь именно содержательных программ сейчас катастрофически не хватает! Эфиром правят дилетанты, которые пытаются неуклюже шутить или нагоняют такую тоску, что слушать не хочется...

- Я знаю, что многие скучают по «Севаобороту», но у начальства свои планы. Должен вас огорчить: Би-би-си музыку не передает вообще. Начальство мне сказало, что в России появилось много FM-радиостанций, сейчас передавать музыку из Лондона не надо. С моей точки зрения, это неправильно. Играть музыку - это одно дело, а давать информацию вместе с исполнением музыки - совсем другое. Музыка вне контекста того, как она создавалась, и без рассказа о ее создателях тоже не имеет смысла. В России музыкальное вещание довольно разнообразное. Но все, что касается иностранного материала, напоминает мне не живое дерево, а фанеру.

Какие-то жеваные-пережеваные факты, какие-то люди постоянно ностальгируют о своей молодости. Это можно было бы подать значительно объемнее, по-человечески, интереснее. Мы отсюда видим жизненные обстоятельства создания музыки, но... В вещании этого нет. И аудитория Би-би-си сокращается. У нас сейчас российского эфира практически не осталось - разве что кто-то слушает по Интернету или на средних волнах в районе Екатеринбурга и Питера - вот и все.

Гребенщиков произвел фурор в «Альберт-холле»

- Сева, что-то интересное в музыке сейчас происходит?

- Ничего. Музыканты что-то такое куют по инерции, а революционного, стилеобразующего - нет. Вся энергия уходит в другом направлении, не музыкальном.

- В каком же тогда?

- Ну, в направлении компьютерных, информационных технологий...

- Русский рок в его нынешнем состоянии вас привлекает?

- Все, что происходит у наших великих, мне интересно. У Гребенщикова 19 мая был концерт в «Альберт-холле», со сборной командой фолк-музыкантов из двадцати стран. Народу набилось пять тысяч - под самую крышу, и все слушали с большим удовольствием. Так что у некоторых питерцев есть крупные прорывы в области мировой культуры.

- Зато у нас - ажиотаж вокруг «Евровидения» и Димы Билана, который должен осуществить некую музыкальную миссию в масштабе планеты Земля (материал был сдан в набор до победы Билана на «Евровидении». - Прим. ред.). В Англии, наверное, про этот конкурс никто и не ведает?

- Почему же? «Евровидение» смотрят, по-моему, около трех миллионов человек. Но смотрят потому, что человек, который дает комментарии, большой юморист, который прикалывается и интеллигентно издевается над всеми номерами конкурса. Иногда песни - победители «Евровидения» становятся в Англии хитами, но такого не случалось уже несколько лет.

«Битловский» орден на груди

- В 2004 году вам вручили орден Британской империи за заслуги в области радиовещания. Награду носите - или, как битлы, спрятали орден в дальний ящик?

- Орден у меня лежит дома, что его носить? Но бывают такие моменты в жизни, когда статусом ордена предписано его надевать. Что-то у меня такое было торжественное, сейчас не помню... точно, я пришел с орденом...

- На публицистику время остается? Вашу книгу «Sex, Drugs & Rock-n-roll» я проглотил залпом!

- В питерском издательстве «Амфора» недавно вышел первый том моей новой книжки «Осторожно, люди». Она довольно успешна, тираж уже разошелся, но в июне будет допечатан новый. У меня готов второй том и есть материал еще как минимум на три тома. В них - собрания коротких историй о человеческих нравах, в основном - за границей. Надеюсь, и эти книги будут опубликованы...

- С кинематографом по-прежнему сотрудничаете?

- Когда в Россию не было доступа, кинематографисты вынуждены были искать консультантов здесь - ведь им надо было давать на экране русскую реальность.

Сейчас, если надо, - едут снимать Джеймса Бонда в Петербург. И моя должность как русского консультанта стала никому не нужной. Чему я, признаться, рад...

Не надо бояться архитектурной эклектики

- 9 июля у вас день рождения. Поклонники снова соберутся на «июльки», как вы сами этот праздник называете?

- Конечно. В этом году хотели ехать в Италию, но потом переиграли на Париж. В прошлом году собирались в Праге, в позапрошлом - в Лондоне. У нас перед домом большая поляна, приехали почти сто человек на большом автобусе, и мы отпраздновали большим коллективом.

- На исторической родине часто бываете?

- Бываю, и совсем скоро снова приедем к вам. Приглашают на Петербургский экономический форум вести концерты.

- То есть вы видите, как изменяется внешний облик Петербурга. Одни говорят, что это хорошо, другие - что новое строительство в центре губительно для Северной столицы...

- Прожив в Лондоне много лет, я привык к архитектурной эклектике. Здесь не боятся построить современное здание рядом с историческим. У нас есть здание, так называемый огурец, построенное для некой финансовой фирмы рядом с собором Святого Павла. Когда строили, казалось - кощунственно. Сейчас привыкли - и вроде бы ничего. В этом диалоге современности со стариной что-то такое есть! Если не ставить современных зданий, которые отражают мышление сегодняшнего дня, мы с вами будем разговаривать цитатами XVII и XVIII веков. В архитектурном плане, разумеется. Другими словами, мы с вами живем в музее. В музее, конечно, можно жить, но сегодняшний день никак не отражен. Я бы не боялся новых зданий. Единственно, что к строительству новых зданий надо подходить с большой разборчивостью, чтобы была свежая мысль, архитектурная игра, чтобы на это здание интересно было смотреть. Не просто поставили коробку-небоскреб, в которую можно втиснуть двадцать тысяч человек, а чтобы это был интересный архитектурный проект!

Беседовал Николай ОВЧИННИКОВ

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024