РОК-ПОСЕВЫ

В виде pdf:

Читайте также:

21 февраля 1986: Paul McCartney and Wings - 1

Добрый вечер, друзья. Во-первых, хочу поздравить всех тех, кто вольно или невольно носит форму, кто оторван от родного дома, и вынужден считать, сколько же компотов осталось до дембеля – если, конечно, там, где они служат, дают эти компоты. Хотелось бы между прочим упомянуть, что ни в Великобритании, ни в Америке всеобщей воинской повинности нет и в армии служат только добровольно, получая за это зарплату. А в результате – случись чего? Ведь большинство граждан даже воинской специальности никакой не имеют; как же, понимаете, завоевания капитализма защищать – рядовым, необученным, в обозе? Вот и получается: с одной стороны мирный агрессор в штатском, а с другой – воинственный борец за мир, специалист первого класса. Но – поговорим, о том, ради чего мы, собственно, здесь и собрались на короткой волне: о музыке. Согласитесь, что Beatles – это была глыба. Матерые человечища в ней играли, и каждый из них – это тоже глыба, рядом с которыми в Европе до сих пор толком поставить некого. Одному из бывших участников Beatles – Джону Леннону – мы недавно посвятили несколько программ, сегодня хотелось бы затеять рассказ о другой музглыбе – о Поле Маккартни, которого кое-где бойко уже переименовали в Павла Макарова. Однако начнем по порядку, с выпуска рок-хроники:

22 февраля – в 1965 году в этот день на Багамских островах начались съемки второго фильма Beatles под названием Help! («Помогите!»).

23 февраля 1978 года американской группе Eagles («Орлы») за их пластинку Hotel California была присуждено почетное звание пластинки года. Вручение наград ассоциации Grammy, объединяющей всю огромную пластиночную промышленность Америки, – важное событие, оно широко освещается прессой, показывается чуть ли не по всем 24 каналам заокеанского телевидения. Однако наши орлы на церемонию приходить отказались, сочтя, что в ней слишком много показного.

24 февраля – в этот день в 1967 году, 19 лет назад, молодые австралийские музыканты братья Гибб, назвавшие группу своими инициалами Bee Gees, подписали контракт с менеджером Робертом Стигвудом.

25 февраля 1943 года – день рождения в Ливерпуле Джорджа Харрисона, гитариста Beatles, нынче – главы английской кинокомпании Hand Made Films, т.е. «Фильмы ручной работы».

27 февраля – в тот день счастливый, банный, в нью-йоркский госпиталь в 1976 году, десять лет назад, привезли певца Rolling Stones Мика Джаггера. Люди, прослышав про его болезнь, высказывали догадки: «Опять, наверно, наркотиков объелся!» Но дело был совсем не в этом – у Мика было воспаление дыхательных путей, и в больницу он приехал не один, а с любимой девушкой, изображавшей родственницу-сиделку. В книге регистрации он записался как «господин Мерседес», а подруга – как «госпожа Бенц». Вы, наверное, догадались, что имена он позаимствовал с капота своей автомашины.

27 февраля 1951 года – день рождения в Лондоне Стива Харли, урожденного Стивена Найса, основателя группы Cockney Rebel.

28 февраля 1966 года, ровно 20 лет назад, обанкротился и закрылся Ливерпульский клуб «Каверна», где начинали свою карьеру Beatles. Клуб вновь открылся в прошлом году как часть битловского мемориала в Ливерпуле.

Наконец, 28 февраля – день рождения гитариста Брайана Джонса, который до 1969 года играл в Rolling Stones, а летом 1969 года при довольно туманных обстоятельствах утонул в бассейне своего дома.

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к рассказу о создании группы Wings и о семейно-творческом пути Пола Маккартни.

  Музыка Wings   Mull of Kintyre   

Mull Of Kintyre («Мыс Кинтайр») – песня, навеянная любовью Маккартни к родной Шотландии, к родной волынке, к народному напитку виски и к народной мужской одежде – юбке, которую шотландские патриоты носят, сверкая голыми коленками, даже в холод и стужу. «Что у шотландца под юбкой?» – гласит народная поговорка, и ответа на нее нет. Как мне пояснили специалисты, ответа быть не может, потому что под юбкой, говорят, нет ничего. Одна лишь эта песня Маккартни обеспечила бы ее автору память потомков. Она уже прочно вошла в репертуар исполнителей народной музыки. А пластинка с ее записью поставила рекорд по тиражам. Рекорд до сих пор ещё не превзойдённый. Однако песня эта относится к 1977 году, то есть к самому концу существования группы Wings. Мы же начнем рассказ с событий, которые привели к ее созданию. Основным событием был, конечно, раскол группы Beatles весной 1970 года. Трения в группе назревали давно, однако последней каплей, переполнившей битловую чашу, стал спор о менеджере группы. Леннон, Харрисон и Ринго Старр поддерживали Алана Кляйна, крупнокалиберного музыкального дельца из Нью-Йорка. Маккартни резко возражал, считая его жуликом. Леннон, собственно говоря, с ним и не спорил. «Посмотри, – говорил он Полу, – сколько на него судебных дел заведено. Он должен быть талантливым администратором».

Маккартни столь философского взгляда на жизнь не разделял. Партизанским методам в бизнесе предпочитал буржуазную добропорядочность и выдвигал кандидатуру своего тестя адвоката Истмана. После раскола участников Beatles вместе удерживали невидимые нити старого контракта. И, поскольку делами заправлял Алан Кляйн, выйти из-под контрактных обязательств полюбовно Маккартни не мог. Оставалось одно – добиваться официального роспуска группы и делить имущество по суду. Под имуществом я имею здесь фирму Apple, принадлежавшую Beatles, а также целую пластиночную империю, простиравшуюся по всему земному шару. Как выяснилось потом, Кляйн, воспользовавшись суматохой, перевел на свой нью-йоркский счет 5.000.000 долларов якобы за свои административные услуги. Так что Маккартни на его счет был прав. Ну, да дело не в этом. Главное, что, затевая судебное дело, Маккартни вынужден был судиться не только с Кляйном, но и с фирмой Apple, то есть с остальными участниками Beatles. И если началось все с того, что Маккартни хотел лишь свободы действий для себя, то кончилось тем, что бывшие друзья по группе были вовлечены в судебную разбираловку. Бульварные газеты, понятно, смаковали все скандальные подробности, подхватывая всякое замечание бывших соратников по поводу друг друга. Джон Леннон, например, сказал однажды: «Маккартни. М-м-м. Красивые песни пишет, хорошо баллады поет. Ну, он, в общем, как Энгельберт Хампердинк». Худшего оскорбления для Маккартни невозможно было придумать. Поскольку обольстительный Хампердинк со своими кружевными манжетами и бархатным голосом был тогда кумиром всех обывателей и эталоном музыкального мещанства (отлично пел, черт возьми!)

Зиму 1970 года Маккартни провел в Шотландии на своей ферме, где он пас овец, возился с детьми и, конечно, музицировал. На этой зимней даче у него были все музинструменты и усилители. А, кроме того, в одной из комнат стоял 16-дорожечный студийный магнитофон «Штудер» с блоками фильтров для подавления шума. Так что можно было наигрывать и напевать по очереди все инструментальные и голосовые партии новых песен. По весне, как озимые взопрели, у него в закромах лежало студийного материалу на целый альбом. Этот альбом и вышел в свет в апреле 1970 года за две недели до последней пластинки Beatles Let It Be. Альбом назывался просто – McCartney.

  Музыка Paul McCartney   Maybe I'm Amazed   

Maybe I'm Amazed («Может быть, я удивлен») с первой сольно-семейной пластинки Маккартни. Я не случайно сказал «семейной», поскольку в записи ее приняла участие жена Маккартни Линда. Где-то я слышал выражение о том, что хорошая жена дается только очень хорошему человеку. Действительно, человек раскрывает свою сущность при выборе спутницы жизни. Одного влечет красота и всяческое элегантство. Другого – положение и связи. Третьего вообще такое, чего и по радио не скажешь. А потом и получается: за что боролись, на то и напоролись. Для Джона Леннона и Пола Маккартни супруги их стали не только женами, матерями их детей и домохозяйками, но и неразлучными спутницами, участницами всех, даже самых, казалось бы, нелепых начинаний, преданными, но не назойливыми друзьями. Начиная с первой пластинки McCartney, Линда – участница группы Wings во всех ее модификациях.

Линда Маккартни (ее девичья фамилия Линда Истман) родилась 24 сентября 1942 года в семье адвоката. Училась в университете Аризоны и тогда же по вечерам обучалась в школе художественной фотографии. В Нью-Йорке она начала карьеру фотографом в журнале и во время командировки в Лондон познакомилась с Полом Маккартни. Вот эта-то трансатлантическая дружба росла и крепла, и, наконец, зимой 1969 года в лондонском марилебонском ЗАГСе состоялась регистрация. Как девушка из интеллигентной семьи, Линда умела играть на фортепиано. И вот выяснилось, что все эти гаммы и арпеджио были не напрасны. Во время домашних музицирований на даче она стала понемногу подыгрывать и подпевать своему супругу (благо стесняться-то было некого). И вот так в деревенской глуши и в домашней тиши рождалась группа Wings. В феврале 1971 года выходит первая одиночная пластинка новой группы Another Day («Еще один день»). Музыка эта свидетельствовала о такой безмятежной и сытой домашней жизни, что Джон Леннон не стерпел. В одной из песен этого периода How Do You Sleep? («Как тебе спится?») он говорит:
«Что было прошлое твое – «вчера», а что теперь – «еще один лишь день». Под словом «вчера» (как вы, может, догадались) Леннон имел ввиду известную песню Маккартни Yesterday («Вчера»).

В мае 1971 года в свет выходит второй альбом фермерского творчества Маккартни под названием Ram («Баран»). Одна из песен этого альбома, выпущенная в Америке отдельной сорокапяткой, поднялась там на вершину списка. Её мы сейчас и послушаем.

  Музыка Wings   Uncle Albert   

Uncle Albert («Дядя Альберт») с альбома Ram («Баран»). Любопытно, что такой дядя у Маккартни действительно был. По трезвости он был обычный дядя, но по пьяному делу становился набожным и читал вслух из Библии, заставляя окружающих слушать. Надо сказать, что пластинка Ram записывалась уже не вдвоем, а втроем с барабанщиком Дэнни Сэйвеллом. Маккартни, видимо, решил, что от его игры на барабанах отдает любительщиной. Поиски барабанщика были нелегкими, поскольку Полу Маккартни нужно было найти ударника лучше, чем он сам, и самому же в этом себя убедить. Такое, как вы понимаете, под силу только очень скромному человеку.

Четвертым участником Wings стал Дэнни Лэйн, который с 1964 по 1966 год играл в группе Moody Blues, руководил собственной группой Danny Laine String Band. Потом был участником группы Ginger Baker Airforce и даже прожил год в цыганском таборе в Испании. Летом 1971 года вновь собранная группа приступила к записи альбома Wildlife («Дикая природа»). «Я собрал "Wings", – сказал потом Маккартни, – чтобы продолжать играть. Иначе мне пришлось бы переселиться в Шотландию и стать овцепасом. Не подумайте, что я против. Нет, мне это нравится. Но превращать это в профессию мне бы как-то не хотелось».

  Музыка Wings   Bip Bop   

Песня Bip Bop с альбома Wildlife («Дикая природа»). Пластинка эта вышла в свет в январе 1972 года и знаменовала собой конец первого периода – конец первого состава Wings. Было решено взять еще одного гитариста с тем, чтобы можно было выступать с концертами и ездить на гастроли. Гитаристом этим стал Генри Маккалок, который до этого играл в ряде групп, в частности, выступал с певцом Джо Кокером, а также участвовал в качестве студийного музыканта в записи мюзикла Jesus Christ Superstar.

Обкатывать новый состав надо было осторожно, не привлекая особого внимания музыкальных критиканов и газетчиков, для которых известного и признанного человека грязью облить – одно удовольствие. Первый концерт организовали в Ноттингемском университете. Причем позвонили туда в студенческий совет всего за день до выступления. Подобным же бесшумным образом было заделано еще с десяток концертов в Англии. А в июле 1972 группа укатила на длинные гастроли по восьми европейским странам.

Здесь, пожалуй, следует упомянуть о январских событиях 1972 года. О нашумевшей единственной полит-песне Маккартни «Отдайте Ирландию ирландцам». Дело в том, что 31 января в Ирландии в Лондондерри разгорелись беспорядки. Была вызвана полиция. Полицию забросали булыжниками и бутылками с зажигательной смесью (кстати, бутылки с зажигательной смесью известны здесь под названием «Молотовские коктейли». Вот ведь никогда не знаешь, с чем в историю войдешь). Положение полиции, видно, стало совсем отчаянным, и был отдан приказ открыть огонь. Сколько было полицейских побито тогда, никто не считал, но зато о 13 демонстрантах, погибших в тот день, сообщили все газеты. И 31 января теперь в Лондондерри отмечают как Кровавое воскресенье. Маккартни политических песен ни до, ни после того не писал. И его политическое кредо мне определить довольно трудно. Вообще, хорошая политическая песня должна быть искренней, прочувствованной и действительно отражать дух времени. Условно говоря, «Марш коммунистических бригад» с «Марсельезой» не сравнишь. Дух не тот, да и времена не те нынче пошли. Короче, Маккартни написал тогда песню «Отдайте Ирландию ирландцам». Мне, помнится, в ирландском вопросе давно разобраться хотелось, и вот что выяснилось. Только католики в Ирландии считают себя истинными ирландцами, а протестанты для них пришельцы. А пришельцы эти говорят на том же языке и живут на ирландской земле около 400 лет. Вот и разбирайтесь, кому и что надо тут отдавать.

Песня Маккартни была запрещена на радио Би-би-си, но другие станции ее играли. В Ирландии она поднялась на первое место ирландского списка, однако ни в Англии, ни в Америке особой популярностью не пользовалась. Что же касается мотивов, побудивших Маккартни написать ее, то мне кажется, что это надо рассматривать в свете отношений Маккартни с Джоном Ленноном. Если Маккартни по своей сути – это лирик, романтик, музыкант до мозга костей, то Леннон – это интеллектуал-самоучка, человек общественного темперамента, поэт, и уж только потом музыкант. У Маккартни не было той идейной надстройки, как у Леннона. С другой стороны, у Леннона не было той органичной и естественной музыкальности. Именно поэтому их совместное сотрудничество было таким полновесным. После раскола Beatles Леннон с высоты своего интеллектуализма посмеивался над Маккартни. Даже, как вы помните, назвал его Энгельбертом Хампердинком. Вот тут-то и кроется, по-моему, разгадка, ибо всем нам в жизни кому-то и что-то приходится доказывать. Будь то друг, жена или бодливая соседская корова.

Вот такой неожиданной метафорой мы и закончим на 1972 годе наш рассказ о группе Wings и Поле Маккартни. Продолжим мы его, видимо, на будущей неделе. Я же прощаюсь с вами, хочу пожелать вам всего доброго, оставляю вас с песней Heart of The Country. Счастливо вам, ребята!

  Музыка Wings   Heart of The Country   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024