РОК-ПОСЕВЫ

В виде pdf:

Читайте также:

20 июня 1986: Dire Straits - 3

Добрый вечер, друзья. Помнится, мой сосед по площадке, завидев на улице школьника, не мог удержаться от своей любимой шутки: «Мальчик, – кричал он, – у тебя из портфеля двойка упала!» Наши поздравления сегодня обращены к тем, кто, растеряв все ненужные двойки по дороге и отсидев за партой десять лет от звонка до звонка, выходят нынче на жизненный большак с аттестатом зрелости в ладошке. Позади остались педсоветы, физруки и завучи, родительские собрания, колы и двойки, дневники с записями, томительное ожидание переменок и прочие школьные радости. Из тесной скорлупы унылых классов на белый свет вылупились тысячи образованных птенцов, которые расправляют, понимаете, крылья, чтоб сказать миру свое громкое «пи!». В добрый путь, друзья, и да хранит вас судьба от ястребов с блестящими пуговицами.

Сегодня мы продолжаем наш рассказ о группе Dire Straits, но сначала – выпуск рок-хроники.

20 июня 1942 года – день рождения в штате Калифорния Брайана Уилсона, певца, композитора и аранжировщика группы The Beach Boys.

20 июня 1924 года – день рождения в штате Теннесcи известного гитариста Чета Аткинса.

22 июня 1981 года, пять лет назад, Марк Дэвид Чэпмен признал на суде себя виновным в убийстве Джона Леннона.

22 июня 1961 года – день рождения Джимми Соммервилля из группы The Communards («Коммунары»), до этого – группы Bronski Beat.

22 июня 1956 года – день рождения Дерека Форбса из группы Simple Minds («Простаки»).

24 июня 1944 года – день рождения в графстве Сарри Джеффа Бека, английского гитариста,

в этот же день в 1947 году родился Мик Флитвуд, барабанщик и основатель группы Fleetwood Mac.

24 июня 1948 года – день рождения Энди Макласки из группы Orchestral Maneuvers In The Dark («Оркестровые маневры в темноте»),

а также в 1961 году – день рождения Кёрта Смита, певца из группы Tears For Fears.

25 июня 1963 года – день рождения Джорджа Майкла, певца группы Wham !

Из последних событий:

Первый титулованный рыцарь рока Боб Гелдоф появился на благотворительном концерте организации Amnesty International («Международная амнистия») на стадионе в американском штате Нью-Джерси в минувшее воскресенье вечером и выступил вместе с участником группы Eurythmics Дэйвом Стюартом под аккомпанемент барабанной машины. В концерте также принимала участие ирландская группа U 2 («У2»), Стинг и Питер Гэбриэл. После присуждения Гелдофу звания рыцаря Британской Империи, или сокращенно KBЕ, которую газета Melody Maker на этой неделе в шутку называет KGB, он был, естественно, в центре мирового внимания. На вопрос журналистов, что он может сказать по этому поводу, Гелдоф ответил, что он очень рад и благодарен за оказанный ему почет: «Я хотел бы поблагодарить, – сказал Гелдоф, – Ее Королевское Величество, а присвоенный мне титул, – сказал он, – я хотел бы посвятить всем, кто оказал поддержку кампании Band Aid, особенно тем, кто помог пожертвованиями. Я надеюсь, – сказал Гелдоф, – стать первым рыцарем в хит-параде недели!» Гелдоф находится сейчас в Америке, где он работает над своим новым альбомом, который продюсирует Дэйв Стюарт.

27 июня на английские экраны выходит музыкально-документальный фильм, рассказывающий о сольной деятельности бывшего певца группы Police Стинга. По словам самого Стинга, другие подобные картины, вроде Let It Be «Битлз» или The Last Waltz («Последний вальс») Боба Дилана, рассказывают о последних днях существования музыкальных групп. «Мы же, – сказал Стинг, – хотели сделать картину о зарождении нового оркестра». В фильм также включено интервью Стинга, в котором он рассказывает о причинах выхода из группы Police, в него также включены кадры из сугубо личной жизни, в частности, заснятые на пленку родовые схватки его жены и рождение их первого ребенка. Вместе с фильмом Bring On The Night выходит двойной альбом с тем же названием.

Телепередача The Chart Show, транслируемая поздно вечером по четвертому каналу британского телевидения, целиком состоит из видеороликов различных групп. По существующему законодательству охраны авторских прав, действующему много лет, радио- и телекомпании платят за использование музыкепо установленной тарифной сетке, однако видеофильмы – вещь новая, и в отношении их никакого законодательства пока не существует. Объединение Британской пластиночной промышленности BPI выставило требование об оплате видеороликов при проигрывании их по телевидению, однако телекомпания возразила, что, показывая видеоролики в своей программе, она создает рекламу группе, увеличивая продажу пластинок и, таким образом, способствуя интересам пластиночной промышленности. В ответ на это ассоциация издала инструкцию, запрещая пластиночным фирмам предоставлять телекомпаниям свои видеофильмы для показа, однако не все компании согласны с этим указом, в их рядах начался некоторый разброд, а отдельные заявили о своем желании выйти из рядов ассоциации. Борьба за ставки продолжается.

В 70-х годах известной концертной площадкой в Лондоне была Chrystal Palace Bowl – буквально «Чаша Хрустального дворца», она находилась в ведении лондонского горсовета, за недосмотром подверглась обветшанию и была закрыта. В Совете Большого Лондона преобладали социалисты левого толка, которые по-своему распоряжались общественными деньгами. Правительству консерваторов удалось провести через парламент закон об упразднении горсовета, который перестал существовать в апреле этого года. Функции горсовета были распределены между районными советами, в частности, Chrystal Palace Bowl («Чаша Хрустального дворца») попала на следующие пять лет в руки частной компании, которая открывает площадку рок-концертом 12 июля.

 Среди групп, возникших в годы расцвета панк-рока в США, особенно черным юмором выделялся коллектив под названием Dead Kennedys («Мертвые Кеннеди»), беспощадно высмеивавший родную Америку в песнях с названиями типа «Калифорнийский Юбер Аллес», Holidays In Kambodia («Каникулы в Камбодже»), написанная, когда камбоджийские ультракоммунисты Пол Пота уничтожали своих сограждан сотнями тысяч. Последняя работа группы – альбом под названием Frankenchrist. Название это составное, первая половина взята из имени Франкенштейн, мифического доктора, создавшего загробное чудо-юдо, и Христа. К альбому прилагается бесплатный плакат год названием Penis landscape («Ландшафт с пенисом») работы швейцарского художника Гайджера, создавшего в свое время конверт для пластинки Emerson , Lake & Palmer Brain Salad Surgery. И вот родители некой 17-летней девушки в Лос-Анджелесе, купившей этот альбом, подали в суд на певца и руководителя группы Джелло Биафру, обвиняя его в распространении «вредного влияния на несовершеннолетних». Биафра тут же заявил, что подобные обвинения – это результат «деятельности ультраправых религиозников Америки против рок-групп и их музыки, деятельности, уходящей корнями в эпоху Маккарти». Суд состоится 3 июля, и Джелло Биафра поклялся сражаться до последнего. Группу «Мертвые Кеннеди» в их борьбе поддерживает Фрэнк Заппа со своей организацией, борющейся за отмену цензуры в рок-музыке. Это судебное дело освещают большинство американских газет и телекомпаний. Джелло Биафра организовал также фонд борьбы с цензурой, адрес которой указан как «почтовый ящик 11458, Сан-Франциско, Калифорния».

Melody Maker сообщает, что британская группа The Communards («Коммунары») примет участие в открытом карнавале, проводящемся в рамках летнего фестиваля... пожалуй, сначала я назову его по-английски. По-английски он называется Lesbian And Gay Festival – в грубом, беспощадном переводе это будет звучать как «летний фестиваль лесбиянок и педерастов». Фестиваль уже начался, он продлится до 6 июля. Как сообщает газета, в его рамках состоится около 400 различных культмероприятий.

В заключение:

на 5-м месте списка альбомов недели – группа Dire Straits с пластинкой Brothers In Arms («Братья по оружию»), в списке она находится уже 56 недель,

на 4-м – группа Simply Red («Просто красный» или «рыжий») с альбомом Pictured Book («Книжка с картинками»),

на 3-м – Питер Гэбриэл с альбомом So («Так»), который мы обозревали в недавней программе,

на 2-м – группа Queen с пластинкой A Kind Of Magic («Вроде колдовства»)

и на первом – старая группа Genesis с новым альбомом Invisiblе Touch («Невидимое прикосновение»).

На этом мы рок-хронику заканчиваем, переходим к рассказу о группе Dire Straits.

  Музыка Dire Straits   Espresso Love   

В прошлый раз мы остановились на том, что демонстрационная лента, записанная Dire Straits и проигранная по радио ведущим лондонской станции Би-би-си Чарли Жиллеттом, вызвала интерес среди пластиночных компаний, и, как мы говорили в прошлый раз, между ними разгорелось своеобразное капиталистическое соревнование. Ребята встречались, выслушивали разные предложения, уясняли обстановку, однако профессиональные переговоры поручили вести адвокату. Контрактные условия с фирмой Phonogram были в конце концов выработаны и подписаны к осени 1977 года. По этому контракту фирма обязывалась выпустить три долгоиграющих пластинки, и только после этого она имела право решать – выпускать последующие пластинки или нет. На запись каждой из этих пластинок фирма выделяла сумму до 25 тысяч фунтов стерлингов, что в 1977 году было крупной суммой, причем эти расходы группа не должна была возмещать с продажи пластинок. Впоследствии, правда, контракт пришлось пересматривать, потому что запись этих трех альбомов обошлась в более 150 тысяч, а студийные счета за запись только одного четвертого альбома Love Over Gold составили около 110 тысяч фунтов стерлингов.

После подписания контракта фирма Phonogram в декабре 1977 года связалась с концертным агентством, сообщив, что их артистам, группе Dire Straits, нужны выступления. В агентстве тогда работал некий Эд Бикнел, в прошлом барабанщик, работавший в группе с Джоном Уэттоном, который теперь играет в супергруппе Asia, но музыку Бикнелу пришлось по разным причинам оставить, он пошел работать в концертное агентство и был к описываемому моменту также менеджером двух ничем не примечательных групп. Узнав о том, что Dire Straits нужен менеджер, Эд Бикнел пришел к ним на выступление. Концерт группы ему настолько понравился, что он тут же обратился к деятелю из Phonogram с предложением устроить его менеджером в обмен на пять процентов от всех его будущих прибылей. «Не нужно мне никаких процентов, – ответил представитель Phonogram, – я вас познакомлю с группой, а ребята будут решать сами». После первой беглой встречи в гримуборной назавтра было назначено свидание в конторе Эда Бикнела. Желая произвести впечатление, Бикнел организовал видимость кипучей деятельности и велел своей секретарше звонить ему каждые пять минут с несуществующими выгодными предложениями, с тем чтобы Бикнел, извинившись и взяв трубку, мог сказать что-нибудь вроде: «Пять тысяч фунтов? Да идите вы к черту!» Эд Бикнел в тот момент организовывал британское турне для американской группы Talking Heads, и он тут же предложил Dire Straits первое отделение. Несмотря на то, что спектакль, разыгранный Эдом Бикнелом, не на всех произвел впечатление, ребята, подумав, на следующий день согласились и впоследствии убедились, что выбор был сделан правильный.

Гастроли с Talking Heads начались 20 января 1978 года, Dire Straits играли 50 минут в первом отделении, получая за это коллективную ставку в 50 фунтов, что было, в общем, неплохо, потому что они не несли никаких расходов по транспорту, освещению или звуковой аппаратуре. Участники Talking Heads оказались симпатичными людьми, не зазнавались. Более того, гастролеры кое-чему научились у так называемых новичков: однажды перед концертом ребята из Dire Straits меняли струны на гитарах, и Дэвид Бирн из Talking Heads спросил – зачем они это делают. Ребята объяснили, что струны вытягиваются, изнашиваются, ухудшается их звучание, они перестают строить на ладах и так далее. Проверив гитары Talking Heads, они обнаружили на них старые ржавые струны, поскольку нью-йоркским модернистам в голову не приходило протирать их после игры. Открыв для себя все это, гитаристы из Talking Heads начали после этого регулярно менять струны, чистить и протирать гитары.

  Музыка Dire Straits   Love Over Gold   

Во время британских гастролей с группой Talking Heads начались поиски продюсера, или звукорежиссера для первого альбома Dire Straits. Выбор в конце концов пал на Маффа Уинвуда, музыканта в прошлом, участника группы Спенсера Дэвиса, популярной в 60-е годы. 14 февраля 1978 года Dire Straits приступили к записи первого альбома в лондонской студии звукозаписи Island Studious. На запись альбома было выделено три недели студийного времени, что поначалу казалось колоссальным сроком, но в конце выяснилось, что нужна еще одна неделя. У фирмы Phonogram такое отступление от намеченного бюджета вызвало недовольство, но согласие было все же получено. Любопытно, что Phonogram для экономии денег предложила продюсеру в виде зарплаты за лишнюю неделю в студии полпроцента продажной стоимости пластинки при будущей ее продаже, но продюсер предпочел не рисковать и взял причитавшиеся ему 500 фунтов – в тот момент трудно было предположить, что пластинка продастся миллионным тиражом и что эти полпроцента обернутся круглой суммой в 25 тысяч.

Выпуск пластинки поначалу намечался на май, но в апреле управляющий директор Phonogram вызвал музыкантов и попросил их переписать одну из песен Sultans of Swing («Султаны свинга») для выпуска ее одиночной пластинкой: по его мнению, записанный для альбома вариант нужно было оживить и записать поэнергичней. Таким образом, выпуск альбома был отложен до 8 июня, а в мае вышла одиночная пластинка. В мае группа Dire Straits поехала на европейские гастроли – играть первое отделение в концерте крупной американской группы Styx, собиравшей у себя на родине многотысячные толпы на стадионах, однако в Европе популярностью группа Styx не пользовалась, и участникам ее, людям гордым и заносчивым, это было совершенно непонятно. Стиксовцы негодовали на Европу, ни на кого не обращали внимания, ни с кем не здоровались и, сыграв всего три концерта в Париже, Гааге и Гамбурге, свернули гастроли и уехали домой. Тем временем в Англии вышла долгоиграющая пластинка, восторженно принятая музыкальной прессой, и Dire Straits поехали в первое британское турне как основные гастролеры.

  Музыка Dire Straits   Sultans of Swing   

Фирма Phonogram, понимая природу группы, а именно – что они не подростки, не писаные красавцы, то, что они не сочиняют залихватских поп-песенок, а также то, что пропаганда музыки Dire Straits будет, по-видимому, делом медленным и постепенным и что группу надо рассматривать в долгосрочном контексте, – учитывая все это, фирма заявила, что если первая пластинка продастся тиражом всего в пять тысяч по всему миру, план на первой стадии будет считаться выполненным. Однако после выхода пластинки из Европы стали поступать телексы, рапортуя о тысячных тиражах, группу срочно вызвали в Амстердам на телеинтервью, а потом журналисты разных газет буквально замучили участников своими вопросами. В октябре альбом вышел в США, потом подключились и другие страны – к рождеству 1978 года он, например, вышел на первое место в Австралии и Новой Зеландии.

После успеха первой пластинки встал вопрос – где и с кем записывать вторую. На этот раз решили обратиться к известному американскому ветерану, продюсеру Джерри Векслеру, работавшему практически со всеми известными исполнителями CШA. Последовали поездки в Америку, встреча и знакомство с Векслером, и запись следующего альбома была запланирована на Багамских островах, в городе Нассау, в известной студии Compass Point. С одной стороны продюсер не хотел уезжать от США слишком далеко, с другой – тиражи пластинок Dire Straits были настолько внушительными, что участникам группы было благоразумнее, с финансово-налоговой точки зрения, записываться за пределами британской территории. И вот в конце ноября группа вылетела в Нассау и вступила, так сказать, в мир загнивающего капитализма в его классическом проявлении: ребят поселили в поместье миллионера, покровителя искусств, где вокруг плавательного бассейна стояли скульптуры, полы были устланы полированным мрамором, а обед подавали на веджвудском фарфоре. Устойчивое тепло Багамских островов, белоснежные пляжи, шуршащие пальмы, тонкая еда, прекрасная студия, опытнейший известный продюсер – вся эта сытая бесконфликтность не могла не сказаться на конечном продукте, ибо у музыкантов, пожалуй в большей степени, чем у других, бытие определяет сознание.

Продюсеру Джерри Векслеру, как человеку пожилому и несколько консервативному, группа нравилась своим дыханием, своей, как он выразился, пористостью, пустоты в которой не надо было заполнять. По его словам, музицирование – это компромисс между тем, что сказано, и тем, что оставлено для воображения, причем каждый музыкант компромисс этот решает по-своему. Я привел все эти высказывания и обрисовал обстановку с такой подробностью для того, чтобы объяснить настрой и общую направленность во время записи второго альбома. В сложившейся обстановке упор был сделан на музыкальном профессионализме, на выразительности и т.д., а другой важный элемент рока – нутряная энергия, напор, молодечество – отступили как бы на второй план. Вот за эту рок'н'ролльную расслабленность, за отсутствие нерва, а также за схожесть песен с первой пластинкой и упрекали критики группу Dire Straits.

Вот с этой пластинкой, дорогие друзья, мы и оставим вас на сегодня, а к рассказу о группе Dire Straits мы вернемся на следующей неделе, как обычно, в пятницу по московскому времени, напоминая, что нам можно и написать и в письме разразиться ужасающими ругательствами или наоборот – хвалебными речами, послав все это по адресу: Всеволод Новгородцев, Post Office Box 76, Strand, London. Пока, друзья, желаю вам всего самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята.

 

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024