РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

В виде pdf:

Читайте также:

29 июля 1988: Памяти Nico / Velvet Underground

Сообщение о смерти, появившееся во всех музыкальных газетах: «Нико, фатальная женщина из группы Velvet Underground, умерла на острове Ибица, в понедельник 18 июля 1988 года от кровоизлияния в мозг. Ей было 49 лет. Певица, которая в течении последних семи лет жила в Манчестере. Отдыхала на острове со своим 25-летним сыном Арии (отец которого - французский киноактер Ален Делон). Они сняли себе коттедж в горах, в 17 километрах от близлежащего города. В час дня, в понедельник, Нико сказала сыну, что поедет на велосипеде в город купить продуктов. Через три часа она была найдена лежащей на обочине дороги в коматозном состоянии, но еще живая. Она была срочно отправлена в госпиталь, но в 20.00 умерла. Врачи не знали, кто она такая, пока сын, обеспокоенный пропажей матери, не дозвонился до больницы на следующий день. В среду было произведено вскрытие - Нико умерла от кровоизлияния в мозг. Последнее ее выступление состоялось в июне 1988 года в Берлине, на фестивале искусств и было записано на пленку. Последние два года Нико принимала методон (лекарство, применяемое при лечении болезненной привычки к героину), но дозы методона постепенно сокращались и, по мнению врачей, с ее смертью лекарство не связано».

Менеджер Нико сказал в интервью Melody Maker, что она в последнее время изменила взгляды на образ жизни, следила за здоровьем и своей спортивной формой. «Только она могла решиться, - сказал менеджер - поехать в такую даль, по такой жаре». Но это было продолжение ее образа жизни в Манчестере, потому что там она на велосипеде ездила повсюду. «Любопытно,- пишет Melody Maker - что последним видели Нико в живых ее друзья из Манчестера из группы The New Order. Они приехали записываться на испанский остров, и встретили Нико за день до ее смерти в одном из кафе, на площади». 26 июля в Берлине тело ее было кремировано, а 14 августа прах будет положен рядом с останками ее матери. В тот же день состоится мемориальный концерт в берлинском клубе «Латинский квартал», а в Манчестере, в субботу 6 августа, в церкви Святого Иоанна, будет поминальная служба.

Дата ее рождения в разных источниках приводится по разному. Настоящее ее имя Криста Паффген. Родилась она не то в октябре 1938 в Кельне, в Германии, не то в марте 1943 в Будапеште, в Венгрии. По одним данным она немка, по другим - в ее жилах течет испано-югославская кровь. Большинство, однако, сходятся на первом варианте. Нико говорила на пяти языках, училась во Франции, Испании. Говорят, в свое время, кинорежиссер Феллини предложил 15-летней Нико роль в фильме “Сладкая жизнь”, но тогда ей не позволили родители. Потом была частная школа в Германии, работа манекенщицы, учеба в актерской студии американца Ли Страсбурга (переработавшего “систему Станиславского” для “многоэтажной Америки”). Где-то в эти годы состоялось знакомство с художником поп-арта, американцем Энди Уорхолом.

В студии Уорхола The Factory (“Завод”)- где собирались разные “отщепенцы от искусства”, художественные диссиденты и декаденты всех мастей. Попали на эту орбиту и “Бархатные подпольщики”. Вот что писал Уорхол в своей книги под названием “ПОПизм”:”Когда мы впервые увидели Velvet Underground, то подумали - вот подходящая группа, чтобы аккомпанировать Нико, невероятной германской красавице, которая только что прибыла в Нью-Йорк. Нико выглядела как ожившее изваяние с корабля викингов. Такое у нее было лицо и тело. Да и говорила она странно. Какие прилагательные только не применяли чтобы описать ее голос: жутковатый, бесцветный, гладкий, медленный, пустой. Его сравнивали с ветром, завывающим в водосточной трубе, или электронным голосом компьютера, говорящим с акцентом Греты Гарбо. Пела она таким же голосом.”

С Энди Уорхолом Нико познакомил Боб Дилан. Произошло это в Нью-Йорке, в ресторане Cafe Ibiza. “Как только мы вышли из ресторана, - вспоминает Уорхол - товарищ, Пол Моррисси, принялся говорить мне, что Нико надо снимать в кино, что ей надо найти рок-группу. Он просто захлебывался от энтузиазма, называя ее самым прекрасным существом на земле. ” “Нико, - говорит Энди Уорхол - была сверхзвездой нового типа. Причудливой, непонятной, молчаливой. Ее можно было спросить о чем-нибудь, и получить ответ лишь минут через пять. На некоторых она производила впечатление чего-то жутковатого. И уж, конечно, не в ее стиле было, скажем влезть на стол и танцевать. Она, скорее, склонна под этот стол прятаться. Нико напоминала какую-то лунную богиню. Но вот ее вождение машины - это уже было чистое безумие. За рулем она могла пересекать пешеходные тротуары, въезжать на газон и так далее. Поездки в машине с ней были просто незабываемы.”

Самая запомнившаяся запись Нико - это когда ее пригласили на телешоу для интервью. Передача была “живой” (то есть транслировалась напрямую из студии) и вот там, крупным планом, при полном свете софитов, она сидела в своем физическом совершенстве, с загадочным лицом, но так и не проронила ни одного слова.

Энди Уорхол в 1966 году придумал и оформил представление группы “Бархатное подполье и Нико”, назвав его Exploding Plastic Inevitable (“Взрывчатая. Пластмассовая. Неизбежная”). Тут были хлысты и плетки, огромные вспышки ламп, шприцы, какие-то колокола, громадные деревянные кресты. Движущиеся желатиновые диапозитивы проектировались на стены, слышались всплески атональных звуков, электронное завывание усилителей и прочее, и прочее. Вскоре подошла пора записывать пластинку. “В течении всего времени записи, - вспоминает Энди Уорхол - и музыканты и, особенно Нико, были очень собой не довольны. – “Я хочу звучать как Боб Дилан!”- завывала она, расстроенная тем, что у нее это не получалось.” Со своей стороны “Бархатное подполье” были недовольны тем, потому что не хотели превращаться в аккомпанирующую группу. Пол Моррисси тогда повторял Нико, чтобы она не смела никогда улыбаться на фотографиях. “Красивым женщинам,- говорил он- вредит улыбка, или выражение жизненного удовольствия. Кроме того, если ты будешь продолжать принимать ЛСД, то у тебя родиться деформированный, уродливый ребенок. Сейчас уже медицинская наука это открыла.” “Неправда, - сказала Нико - У нас будут новые, лучшие наркотики. И мы будем рожать потрясающих детей!”

В один прекрасный день рассвирепевший Лу Рид, певец и гитарист из Velvet Underground, ворвался в студию Уорхола с воплем: ”Пусть она непревзойденная, пусть ее фотографии - это совершенство форм, но с меня хватит!” К моменту выхода пластинки Velvet Underground & Nico, в марте 1966 года, той самой знаменитой пластинки с бананом- липучкой на конверте (банан этот можно было отлеплять), творческий союз Нико и “Бархатного подполья”начинал распадаться. Это был год битловского “Сержанта”, и в американском списке альбомов, пластинка “Бархатного подполья” поднялась всего лишь до 103 места. Потом были сольные записи, вышла сольная пластинка Chelsea Girl (“Девушка из Челси”- это дорогой район Лондона). В 1968 году был выпущен альбом The Marble Index (“Мраморное оглавление”). В 1971 году -- Desertshore (“Пустынный берег”). В 1974-м -- альбом The End (“Конец”). Нико жила некоторое время в Париже. Жила она богемной наркотической жизнью. Оттуда в 1980-м приезжает в Манчестер. В 1981-м выходит пластинка Drama Of Exile (“Драма изгнания”). В 1983-м -- концертный альбом Do Or Die. Последняя пластинка вышла в 1986-м «Behind The Iron Curtain» (“За “железным занавесом””)- это были концертные записи, сделанные во время выступления в странах народной демократии. И вот теперь, видимо, ее последнее берлинское выступление будет выпущено пластинкой в конце 1988-ого. “Нико была всегда более известна, нежели популярна”- сказал ее менеджер. А критик газеты Sounds добавляет по этому поводу:”Музыкантшей, пожалуй, ее назвать было нельзя. Но ее неповторимый тевтонский голос придавал исполняемым ею песням какую-то аристократическую грациозность и элегантное уныние.” “Видевшие Нико в последнее время,- пишет газета Melody Maker- называли ее то загадочной и соблазнительной, то безнадежной и потерянной. Ее как бы овевало облако грусти.”

Последнее слово представим Энди Уорхолу, ныне тоже покойному: ”Лицо Нико выглядело прекрасным при естественном, дневном свете. Природа создала ее, наверно для выглядывания из окна, для созерцания пустынь или отдаленных горизонтов.” И представляя ее такой, мы на этом и простимся с Нико, и простимся навсегда!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024